Урок истории в 9-м классе по теме "Послевоенное устройство мира. Начало Холодной войны"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • приобретение новых знаний,
  • применение умений самостоятельно в комплексе применять полученные ранее знания, умения и навыки,
  • осуществлять их перенос в новые условия,
  • cовершенствовать умения работать с учебной литературой (учебником), рабочей тетрадью, дополнительным материалом, создание условий для усвоения нового материала на уроке,
  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других,
  • создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений,
  • формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания.

Оборудование:

  • Учебник: О.С. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
  • Раздаточный материал (источник: Т.Б. Пасман. Новейшая история зарубежных стран: Задания, тесты, задачи). - М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс", 2005.
  • Фотографии У. Черчилля.

Личности в истории: У. Черчилль, И.В. Сталин.

Тип урока: изучение нового материала.

Подготовительная работа: доклад об Уинстоне Черчилле.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Подготовка рабочего места учащегося.

2. Этап целеполагания и мотивации.

Учитель:

- После второй мировой войны самыми сильными в военном и экономическом отношении оказались две великие державы - СССР и США. Они приняли на вооружение теорию биполярного мира и стали на путь жестокого противостояния. Влиятельный американский журналист назвал конфликты между СССР и СШа "холодной войной"

- Сформулируйте цель нашей работы на уроке?

(Учащиеся, как правило, ставят вопрос о содержании понятия "холодная война", причинах и поводе к её началу).

3. Изучение нового материала.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы работаем с фрагментами речи Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже г. Фултон (США) 5 марта 1946 г.

Обсуждение начинается с названия и условий написания (в нашем случае выступления).

I. Информация об У.Черчилле как о человеке, политическом деятеле и о ситуации, в которой была произнесена речь (задание подготовить доклад дается 1-2 учащимся заранее).

Приложение 1

Учитель:

- В 1946 г., проиграв выборы и уйдя с поста премьер-министра, много ездил по миру с лекциями и докладами о политической истории Великобритании. Весной выступал с циклом лекций в крупнейших колледжах США. 5 марта 1946 произносит известную речь в Вестминстерском колледже г. Фултон (США) 5 марта 1946 г.

- Как вы думаете, чему была посвящена речь У.Черчилля, каковы были основные темы его выступления?

- Какое впечатление и почему она произвела на слушателей?

II. Обсуждение названия речи "Мускулы мира".

Работая в группе, учащиеся должны ответить на вопросы:

Предположите, что Черчилль называл "мускулами мира"?

Опираясь на название речи, уточните предположение о том, чему она посвящена, каковы её основные идеи.

(По итогам работы группы звучат ответы каждой группы на вопросы, оформляются на отдельном листе и вывешиваются на доске)

Приложение 2.

III. Работа с текстом речи У.Черчилля.

Алгоритм работы с фрагментами текстов:

1) Внимательно и выразительно прочитайте вслух фрагмент.

2) Изучив вопросы к фрагменту, каждый ученик индивидуально находит ответы на вопросы.

3) Найденные ответы обсуждаются в группах, вырабатывается групповой ответ с учетом всех точек зрения.

4) Один представитель от каждой группы выступает с мнением группы по предложенным вопросам.

Фрагменты появляются на столах у школьников по мере прочтения, а не все сразу, т.к. иначе затруднена работа по развитию самостоятельного мышления.

Приложение 3.

4. Рефлексия.

Учитель:

- Какие вопросы могли задать студенты колледжа У.Черчиллю?

- Как вы думаете, какой была реакция советского правительства и И.В. Сталина на выступление бывшего премьер-министра Великобритании в г. Фултон?

- Как связаны между собой изученная речь и начало "холодной войны"?

5. Информация о домашнем задании.