Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну занимательных задач" в рамках лексической темы "Транспорт"

Разделы: Логопедия


Цель урока: обучение грамоте с помощью занимательных упражнений.

Задачи урока:

Образовательные:

– продолжать совершенствовать навык деления слов на слоги;
– совершенствовать навык умения чтения слов;
– совершенствовать навыки аналитика – синтетической деятельности на уровне слова и предложения;

Коррекционно-развивающие:

– развивать умения выстраивать ряды по возрастанию и ослаблению признака (выкладывание воздушных шаров);
– совершенствовать целостное восприятие через складывание разрезных картинок;
– развивать графо – моторные навыки;
– совершенствовать навыки восприятия и воспроизведения различных видов мелодик: с понижением, повышением основного тона голоса ;
– продолжать развивать общую, тонкую моторику, логическое мышление, память, внимание, восприятие.

Воспитательные:

– углублять интерес к занятиям по обучению грамоте;
– продолжать воспитывать у детей навыки доброжелательности, инициативности, уважения друг к другу и взрослым.

Оборудование: картинки с изображением транспорта, героев путешествия (попугай, лев, Незнайка, обезьяна); изображение паутины с пауком; черепаха; кроссворд; графическое изображение зашифрованного слова; индивидуальные разрезные картинки (вертолёт, лес) и изображение различных морских дорог на каждого ребёнка; Игра “Ладошки”: синяя – громко, красная – тихо, жёлтая – шёпотом; клад.

Ход занятия

I. Организационный момент

Стук в дверь (приносят письмо)

(Рассматривание конверта)

– Интересно, отправитель неизвестен…? Ребята, вы садитесь, а я вам его прочту.

(Чтение письма)

Ребята, приглашаем вас, отправиться в путешествие за кладом в “Страну занимательных задач”.

– А кто мне скажет, что это за страна такая “Занимательных задач”? (ответы)

– А клад, что это такое? (ответы)

II. Основная часть

– Ребята, а для того чтобы добраться до клада, мы отправимся в путешествие “В страну занимательных задач” на поезде. А машинистом будет Обезьяна (картинка с изображением обезьяны).

– Но поезд отправится в путь, если вы выполните первое задание.

– Вы должны угадать, в каком вагоне живут слова: машина, экскаватор, метро.

(картинки с изображением машины, экскаватора, метро, поезда с разным количеством окошек вагона) Дети распределяют слова в вагоны с одним, двумя, тремя окошками по слоговому составу).

– Выполнили задание, молодцы, отправляемся в путь!

1. Деление слов на слоги

– А в пути нас встречает Черепаха (картинка с изображением черепахи). Она научилась правильно говорить слова со звуком “Р”, но злой паук запутал их. Давайте поможем распутать слова.

(Логопед произносит слова наоборот, дети распутывают эти слова, беря на паутине полосочки одинакового цвета соответствующие слоговому составу данного слова, и выкладывают схему слова).

Та – ке – ра (ракета)
Вай – трам (трамвай)
Вик – зо – гру (грузовик)
Ро – мет (метро).

2. Выстраивание рядов по возрастанию и ослаблению признака. Чтение слов. Развитие мелодико-интонационной силы голоса.

– Помогли Черепахе, отправляемся к следующему заданию. Уже на воздушном шаре, где нашим капитаном будет Попугай (картинка с изображением воздушного шара, попугая).

– Шар отправится в полёт, если вы поможете Попугаю разложить воздушные шары от большего к меньшему, (у доски дети выкладывают шары в порядке возрастания, хором прочитывают слово, которое получится при правильном выкладывании: воздушный).

– Молодцы, выполнили, взлетаем на воздушном шаре! Летим!

– А теперь, чтобы приземлиться, надо прочитать слова:

Транспорт, метро, автобус, дорога, корабль, машина, электричка, светофор.

Игра “Ладошки”

Громко – синяя ладошка, тихо – красная ладошка, шёпотом – жёлтая ладошка. При показе ладошек дети читают слова с разной силой голоса

3. Развитие графо-моторных навыков. Звукобуквенный анализ слова.

Ну, вот и приземлились!

– К следующему заданию отправимся уже на корабле, а капитаном будет Лев, (картинка с изображением льва).

– Чтобы не заблудиться, нам надо проложить путь по морю.

– Возьмите карандаши и проложите первый путь по прямой, второй путь по волнистой, третий путь по кривой морской дороге.

(На столах у детей изображение “моря” с кривой, прямой, волнистой линиями посередине с пунктиром). Дети прокладывают морской путь по всем линиям от начала до конца.

Молодцы, путь проложили!

– Корабль доплыл до следующего задания. Его придумал капитан – Лев.

– Надо разгадать зашифрованное слово, которое состоит из четырёх слогов. Первый слог из двух букв самых больших, второй слог из двух букв самых маленьких, третий слог из двух букв средних, четвёртый слог из двух букв самых больших: капитаны (НЫпиКАта),

(Дети разгадывают слово, далее выполняется звукобуквенный анализ этого слова на доске, используются разноцветные магниты).

– Капитан – Лев очень доволен, как хорошо вы справились с заданием.

4. Динамическая пауза.

На улице нашей (дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.)

Машины, машины.
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые, (делают разворот, двигаются в противоположную сторону)
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
– Эй, машины, полный ход, (маршируют.)
Я – примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

5. Развитие целостного восприятия. Составление предложения, выкладывание схемы.

– К следующему заданию отправимся на автобусе, а водителем будет Незнайка, (картинка с изображением Незнайки)

– Он не умеет собирать разрезные картинки и поэтому, подбросил их вам.

– Надо собрать картинки и с ними составить предложение из 5 слов.

(У каждого ребёнка картинки, разрезанные на 5 частей “лес, вертолёт”, дети собирают и составляют предложение, подсчитывается количество слов в предложении и на доске выкладывается схема.)

– Какие молодцы, справились и с этим заданием.

– И вас ожидает последнее задание на пути к кладу – это кроссворд.

– Смотрите внимательно, в кроссворде надо отгадать ключевое слово.

Загадки:

1.Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться,
За этой тараторкой. (Мотоцикл)

2. Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус)

3.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут опустился? …(Парашют)

4. Ясным утром вдоль дороги.
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
И бегут два колеса.
Угадайте, есть ответ,
– Это мой… (велосипед).

5. Поезд, самолёт, ракета, корабль и паром.
Мотоцикл, машина, троллейбус и трамвай.
Всё это одним словом, как мы назовём? (Транспорт)

6. У песочных ям,
У горы крутой,
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор)

(Дети отгадывают загадки, прочитывают ключевое слово).

III. Итог. Оценка.

– Ребята, по какой стране мы путешествовали? (ответы детей)

– Какие занимательные упражнения мы выполняли?

– На чём мы путешествовали?

– Какое ключевое слово было в кроссворде? (Машина).

– Что мы с вами нашли? (Клад).

Открывается клад, а там призы: игрушечные машины.

– Какие вы молодцы в “Стране занимательных задач” все задания выполнили, прошли трудный путь, за это получаете клад.