Литературно-музыкальная композиция "Свет Ясной Поляны"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формировать целостный взгляд на творчество Л.Н. Толстого, осознанное понимание учащимися значения Ясной Поляны в жизни и творчестве Л.Н. Толстого;
  • воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине;
  • формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной речью;
  • развивать творческие способности и дарования.

Оборудование, электронные и видео ресурсы: мультимедийный проектор, Приложение 1,

фрагменты из к/ф “Война и мир”, электронное издание “Большая Российская энциклопедия” – © “Кирилл и Мефодий”, 2002), грамзаписи любимого композитора Л.Н. Толстого – Шопена.

Участники мероприятия: учащиеся 10-х классов.

Вступительное слово учителя.

Документальный фильм о Л.Н. Толстом. (Видеофрагмент “Лев Толстой в Ясной поляне”.

Электронное издание. Большая Российская энциклопедия. – © “Кирилл и Мефодий”, 2002).

Звучит Ноктюрн си бемоль Шопена – любимого композитора Л.Н. Толстого

Чтец (на фоне музыки)

Он был сплетеньем всех корней
России, ствол ее и крона,
Певец ее трудов и дней,
Ее сермяга и корона.
В нем встретились, схлестнулись в нем
Ее дворянство и крестьянство.
В непостоянстве – день за днем-
Ее живое постоянство.
Туляк в нем видит земляка,
Родную душу – парижанин.
Рабочая его рука
Своею мощью поражает,
Своею нежностью, своей
Неутомимостью, и, право,
Из-за кустов его бровей
Глядит колюче наша слава.

Лев Озеров

Ведущий 1. (Слайд 5) Яснополянские крестьяне как-то спросили писателя: “Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось там лучше?” “Нет, – ответил он, – лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее – Ясная Поляна”.

Демонстрируются яснополянские пейзажи (Слад 6-10)

Ведущий 2. “Необыкновенная красота нынешнего года в деревне разбудит мертвого. Жаркий ветер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу и синкопами, и вдали лягушки, и тишина, и душистый, жаркий воздух – и все это вдруг, не во время, очень странно и хорошо.

Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, все – главное, маханье берез прешпекта такое же, как было, когда я 60 лет тому назад в первый раз заметил и полюбил красоту эту”.

Вед.1. Так писал Лев Толстой из Ясной Поляны в Москву 3 мая 1897 г. своей жене. Письмо это, как лирическое стихотворение, ярко передает душевное состояние автора, навеянное созерцанием яснополянского пейзажа. Толстой не любил городскую жизнь. Его тянуло в деревню, в леса, в поле, на луг. Здесь он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. До конца дней своих писатель остро и молодо чувствовал красоту, силу родной природы, называл ее лучшим другом, которого не потеряешь до смерти.

Вед.2. Толстой родился и прожил большую часть своей жизни в Ясной Поляне. Здесь взрослела и мужала его беспредельная действенная любовь к России.

(Слайд 11)

Чтец.

Весна, вступив в свои права,
Уставшая в борьбе со снегом,
Опять тиха, опять права,
Она – покой, и лень, и нега.
А птичий щебет стоголосый
Повис над рощей черно-белой,
Где строй берез простоволосых
Прочерчен четко, точно мелом.
Земли меняется покров
В ее покорности дочерней.
И громоздится облаков
Гряда на небе предвечернем.
И вдруг – откуда что взялось?
Как нежность, мужество и милость,
Поляна, ясная насквозь,
Червонным золотом омылась.
В такой вот вечер золотой
Здесь мальчик, пылкий и влюбленный,
Мечту о радости простой
Доверил палочке зеленой.

Майя Луговская

Вед. 1. Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Ее придумал старший – Николенька. Как-то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зеленой палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.

(Кадр из повести “Детство”, слайд 12)

Чтец. Читает главу 15 из повести “Детство”.

(Портрет Толстого – офицера, слайд 13)

Вед.2. Пролетело детство, за ним – беспокойная юность. Лев Толстой – офицер, участвовавший в войне, познавший ее тяготы – навсегда возвращается в Ясную Поляну. Он задумывает по-новому устроить хозяйство, помочь своим крестьянам. Впечатления, доставленные этими хлопотами, отразились в “Утре помещика”.

(Л.Н. Толстой на пашне, картина И. Репина, слайд 14)

Вед.1. В “Утре помещика” Толстой создал яркие картины крестьянского быта, раскрыл психологию крестьян как человек, хорошо знавший русскую деревню.

(Кадр с изображением школы Толстого, слайд 15-16)

Вед 2. В 1861-62 г. писатель открыл несколько школ для крестьянских детей. В одной из них преподавал сам. С раннего утра и до поздней ночи возился он с детьми, удивляясь необыкновенной их одаренности. Он не только учил их грамоте, но много гулял с ними, рассказывал обо всем, что их интересовало, старался, чтобы они полюбили учение, относились к нему серьезно.

(Пересказ произведений Л.Толстого, написанных для детей)

(Кадр с изображением произведений Л.Толстого, слайд 17)

Вед. 1. Он был учителем, но при этом оставался писателем. Лучшие произведения Толстого были написаны в Ясной Поляне.

Софья Андреевна, жена писателя, вспоминала о том, как он работал над романом “Война и мир”: “Как только Лев Николаевич начал свою работу, так я сейчас же приступила к помощи ему. Как бы утомлена я ни была, в каком бы состоянии духа или здоровья я ни находилась, вечером каждый день я брала написанное Львом Николаевичем утром и переписывала все начисто. На другой день он все перемарает, прибавит, напишет еще несколько листов – и тотчас же после обеда беру все и переписываю начисто. Счесть, сколько раз я переписывала “Войну и мир”, невозможно. Иные места, как, например, охота Наташи Ростовой с братом и ее посещение дядюшки были написаны одним вдохновением и вылились как нечто цельное, несомненное”.

Фрагмент из к\ф “Война и мир” (“У дядюшки”)

Вед.2. Наташа – любимая героиня Толстого. Поэтому все сцены с ее участием освещены особым светом, поэзией.

Слайд 19

Вед.1. В романе теснейшим образом переплетаются сцены войны и мира. Даже в боевом грохоте военных эпизодов пробиваются мирные ноты, отчего сам факт войны выглядит особенно несовместимым с жизнью человека.

Фрагмент из к/ф “Война и мир” (“ Петя Ростов в лагере Денисова”)

(Кадр с изображением смерти Пети, слайд 20)

Вед.2. Петя погибнет через день после отважной вылазки с Долоховым, и рассказ о его смерти – это самые грустные страницы романа.

Выразительное чтение отрывка о смерти Пети из романа “Война и мир”.

Вед.1. В своем романе Толстой проявился как писатель – гуманист, ненавидящий войну – это “противное человеческому разуму” явление. Вновь и вновь пережив свои былые впечатления, оставленные Крымской кампанией, переболев страданиями своих героев, писатель, наконец, поставил точку – его труд окончен.

(Кадр из романа “Анна Каренина”, слайд 21)

Вед.2. Скоро он принялся за новую книгу, о русской жизни. Ее героиня Анна Каренина – жена крупного петербургского сановника, выданная замуж совсем молоденькой девушкой за человека во всех отношениях добропорядочного, честолюбивого, богатого и знатного, занятого собственной карьерой. Первые восемь лет жизни прошли для нее как будто вполне благополучно: она выезжала в свет, воспитывала сына. Но вот к ней пришла любовь и все изменила в судьбе этой молодой женщины. Но счастье невозможно…

(Кадр из романа “Воскресение”, слайд 22)

Вед.1. А жизнь предлагала новые сюжеты. Как-то один из друзей Толстого – известный писатель, адвокат Анатолий Федорович Кони рассказал ему эпизод из своей практики: присяжный поверенный, участвующий в суде, узнал в обвиняемой некогда обманутую им воспитанницу своей тетки – помещицы. Лев Николаевич слушал с большим вниманием и посоветовал Кони написать рассказ, который так и не был написан. А случай этот послужил основой для романа Толстого “Воскресение”.

Вед.2. Для героя романа Нехлюдова встреча с Катюшей Масловой на суде стала началом его прозрения и воскресения.

Чтец.

В России избяной, туманной,
Жандармом втиснутой в острог,
Светилась Ясная Поляна
Среди разъезженных дорог.
В года страданий и гонений
И вызревающих начал
Суровый совестливый гений
Добро и мудрость излучал.
Не мог молчать. И непреклонно
Одну лишь правду говоря,
Он сотрясал устои трона
Грозил канонам алтаря.

Петрусь Бровка

Вед.1. “Воскресение” Толстой писал в те годы, когда ему все труднее и труднее было оставаться в яснополянском доме. Он страдал оттого, что ему не дано жить так, как живет простой трудовой народ.

(Кадр с изображением семьи Толстого, слайд 23)

Вед.2. Этот душевный разлад усиливался: “В семье моей мне грустно, потому что я не могу делить с моими домашними их чувств”,– писал Толстой в дневнике. Взрослые дети женились, выходили замуж. Умерли любимый младший сын Ванечка и дочь Маша, с которой он был особенно близок. С женой уже давно “жизнь пошла врозь”, как с горечью признавалась Софья Андреевна. Много лет она была ему верным другом и помощником, оберегала от вторжений любопытных и назойливых людей, переписывала все книги. Но уже давно не разделяла его взглядов, не могла понять сложной и противоречивой души своего мужа – великого художника.

(Фото Л.Н. Толстого 1908 г., слайд 24-25)

Вед.1. Толстой оказался в центре раздоров между некоторыми последователями его учения и Софьей Андреевной. Все больше стыдился он разницы между тем, как жил сам и как жили крестьяне, все чаще и чаще думал о том, чтобы уйти из семьи, не понимающей причин его душевных мук.

(Кадр с изображением кабинета Л.Н. Толстого, слайд 26 )

Чтец.

Меркнет зрение, сила моя –
Два незримых алмазных копья.
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома.
Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы,
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Догореть и затихнуть, как слово.

Арсений Тарковский

(Кадр “Толстой покидает Ясную Поляну”, слайд 27)

Вед.2. “Вид этого барства господского так мучает меня, что подумываю о том, чтобы убежать, скрыться”,– записал Лев Николаевич в дневнике 20 августа 1910 года. А 28 октября он тайно покинул Ясную Поляну.

(Пейзажи с изображением грозового неба, Слайды 28-29)

Чтец.

Над Ясной Поляной свинцовые тучи.
Не будет уже ни дождливей, ни знобче.
Все смотрится ярче, а значит, и лучше,
Как эти снежинки, летящие с ночи.
Журчит в колее, обтекая колеса,
Вода, перед тем как замерзнуть до мая.
Не будет уже вековечных вопросов,
А будет дорога – стальная, прямая!
Швыряются липкою грязью копыта.
Ничто не иссякло, ничто не избыто,
Возок исчезает в расхристанной роще.
Ничто не иссякло, ничто не забыто,
Ничто в этом мире не сделалось проще.

Глеб Горбовский

Чтец.

Последний путь, последний жест,
Мучительный рывок из дому
От всех парадов и торжеств:
Здесь не умеют по – иному.
Поселков захолустных тишь,
Записки, письма, мгла сырая,
Но далеко не убежишь
Отсюда – даже умирая.
Свободы нет, но в безднах лет
Она единственно прекрасна –
Последний путь, последний след,
Прощальная тоска пространства.
Его последние слова
(Свидетельствует сын): “Оставьте
Меня в покое”. Черта с два –
Вокруг газетчики и страсти.
Измены. Злоба. Деньги. Лесть.
Деваться некуда отсюда.
Но все – таки надежда есть
На избавление и чудо.
Смертельно болен человек,
Подъемлет очи к небосводу,
Готовясь исподволь – навек –
К невозвратимому уходу.

С. Мнацанакян

Вед.1. На станции Астапово Толстой умер. Это случилось 7 ноября 1910 года.

Звучит прелюдия ми бемоль Шопена

(Кадр с изображением могилы писателя, слайд 30)

Чтец.

Над могилою Толстого,
Знаю, поздно или рано
Нас у сходен бытия
Примет Ясная Поляна,
Только каждого – своя.
Примет ясная,
Согласно, добросердью и уму,
И мечте о жизни красной
Не себе лишь одному.
Не ловчись отсрочить встречу
Иль чужое застолбить,
Каждый имет то,
Чем мечен, чем и вечен, стало быть.
Все исходит из простого:
Что посеешь, то пожнешь…
Над могилою Толстого
Даже полдень в звездах сплошь.

Сергей Поликарпов

Литература

  1. Кассин Е., Расторгуев Г., Янков В. Фотокнига “Лев Толстой и Ясная Поляна”. – М.: Прогресс, 1981
  2. Елисеева Т.К. Свет ясной поляны – К.: Ж-л “Русский язык и литература”, 1991
  3. Пузин Н. П. Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. – Издательский Дом “Ясная Поляна”, 2001

Электронные издания

  1. Большая Российская энциклопедия. – © “Кирилл и Мефодий”, 2002.

Приложение 2