Урок с использованием ИКТ "Имя числительное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (710 кБ)


Предмет: Русский язык.

Класс: 6 класс.

Тема: Повторение по теме «Имя числительное».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: индивидуально-групповая.

Цель занятия: повторение изученного и проверка знаний учащихся об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.

Задачи:

  1. формировать умение грамотно и правильно писать и произносить числительные;
  2. показать спектр употребления числительных в речи;
  3. содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Русский язык. Учебник для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.
  • Русский язык. Учебник для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Время реализации занятия: восемьдесят минут

Авторский медиапродукт – презентация слайдов; электронный справочник (среда Power Point, Word, Excel).

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
  2. Среда: программа для создания компьютерного тестирования и тренажёра Microsoft Excel.
  3. Схема взаимосвязи кадров презентации:

Содержание кадров:

  1. Тема урока
  2. Задачи урока
  3. Текст о книгопечатании
  4. Вопросы
  5. Склонение числительных, обозначающие круглые десятки и сотни
  6. Склонение составного количественного числительного
  7. Склонение дробного числительного
  8. Склонение собирательного числительного
  9. Склонение порядкового числительного
  10. Распредели слова в таблицу
  11. Определи разряд числительных
  12. Кроссворд
  13. Правильно употреби числительные
  14. Как надо сказать?
  15. Оба – обе
  16. Что я вижу?
  17. Определение имени числительного
  18. Вопросы числительного
  19. Группы числительных
  20. Члены предложения
  21. Группы числительных по количеству слов

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерный класс.

Технология: РКМЧП, использование ИКТ.

Метод: исследовательский, проблемный.

Ход занятия

I. Орг. момент.

II. Стадия вызова. Мозговая атака.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами квадратики с цифрами. Предлагаю вам вспомнить, какие буквы скрываются под числами по порядку их расположения в алфавите. Называя правильно буквы, вы, тем самым, отгадаете тему сегодняшнего урока. (Слайд 1) Какая буква в русском алфавите стоит 10, 14, 33 и т.д.? Ответы учащихся учитель сопровождает одновременной проверкой: наводит курсор на цифру, щелкает левой мышью по ней, появляется буква.

Итак, тема нашего урока «Имя числительное». Мы с вами уже изучили эту часть речи. Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте задачи нашего занятия. (Выслушиваются ответы-предположения учащихся) Совпадают ли на наши мнения? (Щелчком левой мыши учитель высвечивает слайд 2)

III. Работа в группах с текстом.

На партах у вас листочки с напечатанным текстом. Прочитайте его, найдите в нём числительные и докажите правильность своей точки зрения, приведя не менее трёх аргументов.

Текст: В шестнадцатом веке после появления первой печатной книги Ивана Фёдорова в России было выпущено не более пятидесяти наименований книг, в семнадцатом веке – около тысячи, в восемнадцатом – пятнадцать тысяч, в девятнадцатом – до пятнадцати тысяч, в девятнадцатом – до пятисот тысяч наименований.

Выслушиваются ответы учащихся (в 16, первой, 50, в 17,около тысячи, в 18, 15 тысяч, в 19, до 500 тысяч) Аргументы: 1. Обозначают количество предметов, число, а также порядок при счёте. 2. Отвечают на вопросы сколько? какой? какая? 3. Являются определениями и дополнениями). После ответов учащихся учитель высвечивает с помощью левой мыши слайд 3. Правильно вы назвали числительные?

IV. Мозговая атака.

Два-три ученика (по желанию) выходят к доске. Остальные ученики задают им любые вопросы из теории по разделу «Имя числительное» и сами же оценивают знания своих одноклассников и отмечают корректность и точность формулирования вопросов.

V. Блиц-опрос всего класса.

Проводит его учитель с помощью вопросов на слайде 4. Выслушав ответы учащихся на вопрос, учитель через гиперссылку показывает правильный ответ, таким образом ещё раз закрепляя знания учащихся по этой теме. Учитель наводит курсор на вопрос, появляется ладошечка, щёлкает левой мышью по вопросу, появляется гиперссылка с ответом. Чтобы вернуться назад к слайду с вопросами, необходимо навести курсор-ладошечку на управляющую кнопку со знаком вопроса.

VI. Закрепление знаний учащихся.

  • На экране слова, распределите их в три столбика: имя числительное, имя существительное, имя прилагательное. Докажите правильность своего выбора.

Слова: двойной, второй, двойка, двадцать два, пятидневный, пять, пятёрка, пятый, пятеро, три, тройка, третий, трое, одна третья, сотня, сто, сотый, стократный.

Выслушиваются варианты ответов, затем проверка по слайду 10.Учитель наводит курсор на графу таблицы «Имя числительное», щёлкает левой мышкой, появляется правильный ответ. Так же проверяется существительное и прилагательное. После проверки желательно выполнить задание:

Сформулируйте ответ на вопрос: Как отличить имя числительное от других частей речи, которые могут обозначать количество? (Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами)

  • Определите разряд у числительных в первой графе таблицы (слайд 10)

Проверка проводится по слайду 11.По щелчку левой мыши всплывают числительные, которые обозначают целые числа, затем также демонстрируются дробные, собирательные и порядковые числительные. Учащиеся сверяются со своими записями. Учитель выясняет, у кого были ошибки, и вместе учащиеся приходят к выводу, почему так должны располагаться эти числительные. Таким образом ещё раз повторяются разряды числительных.

  • «Угадай спрятанное слово». Работа в парах.

Перед вами на экране кроссворд (слайд 12). Такой же кроссворд, нарисованный на листочках, лежит у вас на партах. Правильно вписав горизонтально в каждую клетку количественные числительные 40, 50, 300, 90, 16, 15, 70, 30, 17, 60 и 700, вы прочтёте в вертикально выделенной строчке числительное, в написании которого часто допускают ошибки. Проверка правильности угаданных слов по слайду 12. Щелчком левой мышки открываем по словам числительные и читаем выделенное красным шрифтом нужное числительное – одиннадцать.

  • Орфографическая разминка.

Учащиеся парами усаживаются у компьютеров, на которых установлен тренажёр (Приложение 1) Вписывают с помощью клавиатуры в пустую клетку нужную букву, компьютер сразу же показывает результат: верно или неверно. Учитель в это время проходит и просматривает, как справляются ребята. Ребята сами контролируют своего товарища в паре, сколько им было допущено неверных ответов. Закрывается тренажёр как обыкновенный документ без сохранения изменений. Затем учащиеся пересаживаются за парты.

  • Правильно употребите числительные в предложениях:

Черепаха живёт около 300 лет. Жизнь щуки измеряется 70-80 годами, белуги – 100, сома – 60, угря – 55, золотой рыбки – 33 годами. Попугай живёт до 140 лет.

Предложения высвечиваются на экране (слайд 13). Учащиеся их списывают в тетрадь, ставя числительные в нужную форму. Проверка проводится после ответов уч-ся: по щелчку левой мыши рядом с числительными всплывают правильные формы склонения числительных.

  • «Как правильно сказать?»

Высвечивается слайд 14, на нём задание: Как надо сказать: с обоих концов или с обеих концов; обоими руками или обеими руками? Выслушиваются ответы учащихся, затем учитель, наведя курсор - ладошечку на управляющую кнопку, показывает правильный ответ. После этого, таким же образом наведя ладошечку на управляющую кнопку «сведения», переходит к следующему слайду.

  • «Кого я вижу на экране?»

Продолжите начатое предложение по всплывающим картинкам, записывая числительные словами и ставя их в нужную форму (Слайд 16):

Я вижу на экране… (Учитель щёлкает левой мышью – появляется вращающийся вопрос, который даёт учащимся возможность сконцентрировать своё внимание на новом задании. Щелчок левой мышью – всплывает картинка с тремя кроликами. Учащиеся записывают предложение: «Я вижу на экране трёх кроликов» . Как только записали, через щелчок левой мыши появляется вторая картинка, ученики записывают новое предложение, также работают и с остальными картинками. Затем проводится коллективная проверка, ученики вспоминают, в какой форме употребляются числительные из разных разрядов в данном падеже.

VII. Рефлексия. Составьте синквейн к теме сегодняшнего урока.

Выборочно проверяется это задание. Учащиеся уже знакомы с построением синквейна, поэтому затруднений это задание не вызывает.

VIII. Проверка знаний учащихся с помощью электронного тестирования

(Приложение 2)

Чтобы данный тест работал, необходимо переключить макросы на низкий уровень безопасности и перезагрузить компьютер.

Ученики парами усаживаются за компьютерами, на которых заранее установлен электронный тест. Учитель через главный компьютер показывает, как надо с ним работать, затем ребята самостоятельно проверяют свои знания по теме «Имя числительное». Данный тест состоит из одного уровня, в нём два типа заданий: с выбором ответа и с записью своего варианта. Ученики наводят курсор на зелёный прямоугольник, щёлкают левой мышью, выделяют его, затем через клавиатуру вписывают прописными буквами без пробелов вариант ответа или варианты ответа. Если при выделении зелёного прямоугольника появляется справа кнопка, ученики должны по ней курсором щёлкнуть, появятся ответы. Ученики курсором выделяют нужный ответ, щёлкают по нему, и ответ самостоятельно вписывается в зелёный прямоугольник. Когда ученики ответили на последний вопрос, необходимо щёлкнуть кнопку Enter на клавиатуре, затем они наводят курсор на макрос «ответы», щёлкают по нему и переходят к уровню проверки своей работы. Компьютер показывает правильные ответы на задания, ответы учеников, сразу же комментирует: верно – неверно, подсчитывает полученные баллы. По шкале, которая находится внизу таблицы, ученики сами выводят себе оценку. Если ученики будут работать не парами, то после работы и проверки компьютером знаний ученика, необходимо щёлкнуть левой мышью по макросу «начало» и компьютер вернёт к странице с вопросами, при этом удалив ответы и баллы предыдущего ученика. По окончании учениками работы, учитель подходит, анализирует вместе с детьми удачные и неудачные ответы, выставляет заработанную отметку в журнал. Закрывается тест как обычный документ.

Литература:

  1. Г. Александрова. Занимательный русский язык. - Тригон. Санкт-Петербург, 1998.
  2. Л.А. Шкатова. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку.- Москва; Просвещение, 1989.