Роль учителя-словесника в формировании гражданина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Одной из самых актуальных проблем не только школы, семьи, но и всего общества и государства, о которой так давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян. Разрушение прежней воспитательной системы привело к возникновению многих пробелов в нравственном формировании молодых людей. Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени. И эта новая система воспитания должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ “Об образовании”. Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст.2).

Несомненно, что воспитание ребенка начинается в семье. Родители являются первыми наставниками в становлении его как гражданина (так и других важных качеств личности). Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей образом жизни. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи. Поэтому первым шагом к сотрудничеству в формировании определенных качеств гражданина является согласие родителей на проведение анкетирования по выявлению личной характеристики каждого ребенка.

Отслеживая уровень воспитанности пятиклассников, мы выяснили, что на низком уровне развития находятся такие качества, как ответственность, товарищество, патриотизм. Конечно, можно это списать на юный возраст воспитанников, но настораживает то, что в этом возрасте эгоизм и агрессивность берут верх над такими качествами, как сострадание и доброта.

Поэтому воспитание гражданина, со всеми перечисленными выше качествами, является сегодня приоритетным и актуальным.

Гражданственность - один из главных показателей воспитанности человека.

Какой же смысл мы вкладываем в исходный термин?

Гражданственность - интегративное качество личности по следующим аспектам:

А) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие);

Б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие);

В) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие);

Г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).

Мы считаем, что первые два аспекта действенны в среднем звене, когда наивное восприятие школьников помогает учителю ориентировать обучающихся на определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни, необходимости превратить в реальные жизненные ориентиры понятие : “ Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция” . Такая установка помогает развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, формированию чувства собственного достоинства, самоуважения.

Одной из продуктивных форм , создающих определенные условия для формирования гражданских качеств у школьников, является исследовательская работа над созданием проекта.

В среднем звене морально-этическая среда русской басни поможет нам неназойливо направить современного прагматичного школьника к постижению иных ценностей духовного порядка. Быть честным, умным, образованным выгодно, потому как с таким человеком все хотят иметь дело, а значит, - быть таковым – быть успешным. Отсюда возникает неподдельный интерес к нравоучительно-описательной стороне басни, которая учит, каким быть человеку.

И.А. Крылов считал, что через осмеяние можно искоренить пороки человечества. Эта мысль заинтересовала учащихся, что способствовало проведению анкетирования среди сверстников с целью выявления самых злободневных басен и как басня влияет на формирование характера человека?

В анкетировании приняли участие 54 респондента, 48 учащихся назвали любимыми басни: “Квартет”, “Лебедь, рак и щука” и “Свинья под дубом”. Многие выучили басни наизусть и считают, что басни Крылова помогают понять и оценить значение образования в жизни человека, умение работать в команде и быть мастером своего дела. Некоторые ребята сочинили собственные басни, интересные и нравоучительные. Они поняли, что образы животных учат современников отличать добро от зла, умное от невежественного, настоящие ценности от ложных. Работая над проектом ,учащиеся пришли к выводу, что басня помогает человеку в формировании характера человека, она воспитывает как отдельного человека, так и общество.

На данном этапе воспитательного процесса мы достигли своей цели, заставили задуматься школьника над вопросом, волнующим человечество со времен Эзопа: как должен вести себя человек в этом мире?

Цель исследовательской работы была не только в том, чтобы обучить школьника “художественному” ремеслу, но и в том, чтобы дать образное видение мира, воспитывать нравственные качества человека-гражданина.

Если у младших школьников мы стараемся заложить минималистские духовные критерии, подвигающие ребенка к осмыслению себя как личности, то в старших классах мы привлекаем обучающихся к реализации более сложных в нравственном аспекте проектов. Ученицы 9го класса при изучении литературы 18-19 веков заинтересовались лексикой темы Родина в русской поэзии.

Данная тема актуальна, так как проблема патриотизма назрела в обществе. К сожалению, духовные ценности уступают свои приоритеты, а русская классическая поэзия ненавязчиво возрождает традиционные качества российского человека, одним из которых является патриотизм

Благодатным материалом для исследовательской работы обучающихся стала поэзия В.А.Жуковского, А.С.Пушкина и поэтов-современников.

Целью работы учителя является не только приобщение к постижению вековых традиций в литературе, но воспитание гражданских и нравственных идеалов.

Художественные произведения, в которых эта тема является главной, могут включать самую разнообразную по семантике лексику, среди которой выделяются группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов. С их помощью выражается обобщенно-отвлеченный смысл слов и словосочетаний, называющих Родину: Отчизна, страна отцов, родной край, Земшар, Россия и так далее; понятие Родины наполняется определенным содержанием.

Родина у разных поэтов почти лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи: малая Родина, сельская местность. Описания имеют мало общего с реальной жизнью русской деревни и носили условный характер. Они выражали некое поэтическое обобщение – устойчивый ассоциативный комплекс, который создавался не каким-то индивидуальным контекстом, а существовал как элемент стиля. Безусловно, была и реальная основа, но не она являлась главной, определяющей, формирующие данный комплекс, импульсы шли не от жизни, а от литературы:

О, родина моя, о сладость прежних лет!
О Нивы, о поля, добычи запустения!
О виды скорбные развалин, разрушения!...
Унылость на холмах.
В.А.Жуковский

Русская поэзия 19 века, несущая мотивы детства, семьи, заботливо оберегает патриархальные устои, возвращая человека к истокам: месту

его рождения и месту успокоения отцов:
Там в старину все жгло, все цвело.
Там он играл младенцем в колыбели…
Неси ж туда, где наш отец и брат
Спокойным сном в приюте гроба спят;
Туда все величие народа,
Спасающего трон и святость алтарей,
И тихий гроб отцов, и колыбель детей,
И старцев седины, и младость дев цветущих,
И славу прежних лет, и славу лет грядущих

Слова со значением родственных отношений приобретают экспрессивную окрашенность, четко вырисовывается мотив истории, мотив времени.

Понятие Родины принимает всеохватные масштабы:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…

Традиционная лексика, связанная с темой Родина, находит свое отражение в поэзии якутских писателей.

Якутия в стихах С.Данилова и В.Федорова охвачена “ореолом тайги и снегов”, создает прекрасный и дикий образ северной природы, “снежком сыпанет с макушки непонятною птахой Азия”.

Авторы создают образец бескрайней, красивой земли (алмазы, якутские просторы):

Будто я добываю алмазы –
Как в короне, в алмазной пыли
Будто я показал им аласы
И просторы якутской земли.

Происходит явное взаимопроникновение культур. Автор боготворит свою культуру, проявляя глубокое уважение к России.

Тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фоном, который на протяжении многих веков терпел ряд изменений. Современные поэты вносят наравне с традиционными приемами новый метод глобализации малой родины в Земшар, что взывает к огромной ответственности за судьбу Отечества и всей планеты Земля - к такому выводу пришли ученицы, изучая творчество известных поэтов, посредством такого общения самостоятельными усилиями они постигали азы гражданственности и патриотизма.

В заключение хочется сказать, что молодое поколение нашей страны представляет собой неустойчивую, несформированную субстанцию, у которой размытое прошлое, неясное будущее, патриотизм проявляется отчасти и случайно, выбор будущей профессии связывается с престижем и материальными благами, а не с потребностями общества и личными наклонностями. Вместе с тем, это поколение отзывается на предлагаемую деятельность, готово к развитию, ищет идеалы, стремится к постижению вечных ценностей. Надо всегда помнить, что дети - наше будущее Учителям, воспитателям, наставникам нужно только показать школьникам правильную дорогу, а выбор они сделают сами, приобщаясь к истокам патриотизма и гражданственности.