Мультимедийное путешествие в этот удивительный мир леса

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Как прекрасен этот мир...
Д. Тухманов

Цели: развитие познавательного интереса обучающихся, их творческих способностей; знакомство с миром животных и растений Амурской области.

Форма проведения: путешествие со сказочным персонажем – Бароном Умником.

Оборудование: карта с обозначенными на ней островами: “Богатыри”, “Добрые соседи”, “Хищники”, “Тайны лесных жителей”; портрет Барона Умника; берестяная грамота; конверты с заданиями; чистые листы бумаги;; цветные карандаши; мозаика; силуэты птиц; книги о животных (выставка); аудиозапись “голоса птиц”; компьютерная презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

На доске расположена карта со сказочными островами, около каждого из них прикреплено задание. Обозначена отправная точка путешествия парусник (лодка).

Учитель. Добрый день. Сегодня у нас в гостях сказочный герой. (Показывает на портрет.)

 Подскажите, кто это. (Ответы детей.) Он предлагает вам совершить увлекательное путешествие по сказочным островам, но с условием: путешествие от острова к острову будет возможно только тогда, когда выполните его задание.

Эпиграфом к путешествию будут слова из песни Д. Тухманова “Как прекрасен этот мир...”.

Итак, вперед, в мир тайн и загадок! (Барон Умник на лодке подплывает к острову.)

II. Путешествие по “островам”.

  • Первая остановка – остров “Богатыри”.

Учитель. На нашем пути остров “Богатыри”. Как вы думаете, почему этот остров получил такое название? Интересно? А вот вам и задание.

Учитель достает записку и зачитывает:

“Дорогие ребята, внимательно посмотрите иллюстрации и заселите мой остров богатырями Амурской области”.

Перед вами изображения лось, сосна, подберёзовик, береза, лиственница, медведь, куница, лисица, волк, лиственница.

Дети помещают иллюстрации животных и растений на остров.

– А в какой природной зоне живут эти животные и растения? (В лесу.)

Табличку со словом “ЛЕС” закрепить доске.

Сообщение ученика: Лось телом похож на оленя. Ногами на жирафа. А свисающая верхняя губа придает сходство со слоном. Лося не зря величают лесным богатырем. Он может играючи переплыть реку, перепрыгнуть забор. Он вынослив. Ест всё подряд: траву, листву, хвою, мох, ягоды, грибы, кору древесных растений.

Сообщение ученика: Сосна – высокое вечнозеленое дерево очень любит свет, поэтому тянется к солнцу. Ствол у сосны стройный, прямой, с гладкой рыжей корой. Ветви растут этажами высоко над землей. На них вместо листьев длинные жесткие хвоинки, сидящие парами. Из-за небывалых размеров ствола и крепости древесины сосна всегда ценилась как строительный материал.

Учитель. Мы познакомились с богатырями леса. Им присущи крупные размеры, выносливость, несгибаемость перед бурями, ураганами и другими неблагоприятными погодными условиями.

Учитель. Итак, мы познакомились с первыми представителями леса. А кого мы еще встретим в лесу?

Продолжим путешествие...

  • Вторая остановка – остров “Добрые соседи”.

Учитель. Какое интересное название – “Добрые соседи”. А как вы думаете, кого мы заселим на этот остров? Сейчас посмотрим.

Учитель. Надо, прежде всего, найти послание Барона.

Задание: “Дорогие ребята, помогите мне решить задачу. Я придумал название острова, но не могу вспомнить, а кто является добрыми соседями? Помогите мне?” (Ответы детей.)

Учитель. Перед вами изображения лось, сосна, подберёзовик, береза. Кого можно заселить на этот остров? (Ответы детей)

Сообщение ученика: Подберезовик – родился под березкой и там же живет. Там же его и искать надо. Только не у самого ствола, а чуть поодаль, где корешки дерева ближе к поверхности. Так уж грибы устроены: собирают из верхнего слоя земли воду и отдают растениям. Взамен получают питательные вещества, благодаря которым грибное тело растет не по дням, а по часам.

Сообщение ученика: Береза – издавна люди воспевают в стихах белизну и стройность её ствола, волнистый изгиб тонких провислых ветвей. Однако не только красотой славится береза. Она дает человеку кору, древесину, деготь, уголь. Настоями из почек и листьев раны лечит. В природе же она – дом, пища, укрытие для многих растений и животных.

Учитель. Добрые соседи – существа, обитающие рядом или поблизости от других и помогающие им выжить. Чаще всего между ними возникают отношения, которые полезны и тем и другим. Это может быть совместное питание, использование общих нор, защита от врагов и т.д.

Итак, мы открыли два удивительных острова: “Богатыри” и “Добрые соседи”.

  • Третья остановка – остров “Хищники”.

Учитель. Вместе с Бароном Умником мы открыли два острова: “Богатыри”, “Добрые соседи”. Отправляемся к следующему неоткрытому острову – “Хищники”.

Задание: Барон Умник предлагает вам собрать мозаику и назвать данное животное.

Практическая работа (1–2 мин) на фоне музыки. Детям предлагаются пазлы, собрав которые, они получат изображение медведя.

– Что за животное вы собрали?

Сообщение ученика. Медведь – зверь сильный, он без труда завалит лося или кабана. Выносливый: может бежать несколько часов, преследуя крупную добычу. Да к тому же ловкий: несмотря на солидный вес, может забраться на высокое дерево. И до чего же сообразительный! Плюхнется в мелкую речку, перекроет её свой тушей – рыба сама к нему в лапы плывет. Медведь – хищник, и в то же время не прочь полакомиться ягодой и грибами.

Учитель. Итак, разговор пойдет о хищниках.

Задание: “Ребята, посмотрите. Это изображения разных хищников. Вы знаете их? Попытайтесь назвать каждого из представленных хищников”.

Учитель. Сейчас Барон Умник предлагает отгадать загадки о хищниках:

Ходит-бродит злой разбойник
Без дубинок и ножа,
Все в лесу его бояться
Кроме дядюшки Ежа.
(Волк.)

Великан в лесу живет.
Он сладкоежка, любит мед
Когда испортится погода,
Ложится спать – да на полгода
(Медведь)

Питаться помогают мне
Зоркие глазки, острые клыки
Быстрые ножки да цепкие коготки.
(Куница)

Глазки изумрудные,
Шубка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные.
(Лисица)

  • Четвертая остановка – остров “Тайна лесных жителей” (изображение острова на карте закрыто белым листом).

Учитель. Перед нами какой-то белый остров. Снимаем лист бумаги и читаем название острова – “Тайна лесных жителей”. Какие тайны есть у лесных обитателей? (Снова показывает конверт.)

Задание: “Ребята, чтобы узнать, каких животных и растений мы заселим на данный остров, посмотрите на изображения животных и растений и подумайте”.

Учитель. Перед вами изображения лось, сосна, подберёзовик, береза, лиственница, медведь, куница, лисица, волк, лиственница.

Звучит запись “Голоса птиц. Кукушка”.

Учитель. Да, этот остров населяет кукушка. Но мы, почему её здесь не видим. Смотрите, снова задание.

Задание: “Дорогие путешественники, заселите этот остров пернатыми”.

Учитель. У вас на столах лежат конверты с силуэтами кукушки и цветные карандаши. Вам предлагается раскрасить птиц, и поселить их на остров.

Учитель. Посмотрите на наш остров. Какой он красивый! А как вы думаете, отчего кукует кукушка? (ответы ребят)

Что, затрудняетесь? А может, по деткам своим скучает?

Сообщение ученика. Людям неизвестно. Ясно одно: сама выкормить потомство неспособна, поэтому тайно подбрасывает яйца другим птицам. Справедливости ради надо сказать, что только треть кукушек не насиживает яиц. Польза же от них огромная. Поедая мохнатых гусениц, которых другие птицы не трогают, кукушки спасают лес.

Учитель. Ребята, мы с вами поселили на этот остров и лиственницу. А почему?

Сообщение ученика. Считается, что хвойные деревья круглый год зелёные, иголки у них твёрдые, колкие, прочно сидят на ветках, опадают раз в пять-семь лет. Но хвоинки лиственницы иные. Они узкие, тонкие, закругленные на конце и совсем не колючие, наоборот, мягкие, нежные, светло-зеленые. К лету они немного темнеют, а осенью становятся лимонно-желтыми и опадают.

Учитель. Тайны лесных жителей мечтают разгадать многие природоведы. Любое существо имеет секрет, пусть крошечный, но ещё не познанный человеком. Чтобы сберечь лес, надо постараться лучше узнать его обитателей, разгадать хранимые ими тайны.

“Чтобы беречь землю, природу,
Надо её полюбить,
Чтобы полюбить –
Её надо знать.”
Н. И. Сладков

III. Итог внеклассного мероприятия.

Учитель. Сегодня вместе со сказочным героем мы открыли удивительные острова: “Богатыри”, “Добрые соседи”, “Хищники” и “Тайны лесных жителей”. Все эти острова едины и образуют лес. В лесу можно встретить и “старожилов”, “умников”, “красавцев”, “заготовителей”, “фокусников”, “целителей”. Изучив растительный и животный мир можно научиться различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы, узнать что-нибудь новое о животных, казавшихся знакомыми. И наконец поймешь, почему живым существам дают те или иные прозвища.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Барон Умник вручает вам берестяные грамоты.

Чтение текста грамоты и вручение грамот детям.

Время занятия истекло.
Я вам безмерно благодарен,
За то, что приняли тепло
И поработали ударно!
Желаю вам новых открытий.
Я благодарю всех.
Спасибо. Молодцы!
До новой встречи.
Б. Умник