Урок технологии в 4-м классе по теме "Объемный цветок. Калла"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с новым приемом работы познакомить с историей цветка каллы;
  • научить делать объемный цветок из хозяйственной салфетки;
  • развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус;
  • воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе.

Вид учебного труда: работа с разными материалами

Объект труда: объемный цветок

Оборудование:

  • для учителя: образец (целый и в деталях), ножницы, клей, палочка-шпажка, салфетка, ИКТ-мультимедиа.
  • для учащихся:, ножницы, палочка-шпажка, клеенка, салфетка, салфетка бумажная(желтого цвета),нитки зеленые, манная крупа.

План

1. Вводная часть:

  • Приветствие.
  • Организация рабочего места.
  • Повторение правил безопасности при работе с ножницами и клеем.

2. Основная часть:

  • Сообщение темы урока.
  • Беседа учителя.
  • Анализ изделия.
  • Физминутка для пальцев рук.
  • Подготовка деталей.
  • Физминутка “Цветочная полянка”.
  • Алгоритм выполнения. Сборка.

3. Подведение итогов. Выставка работ.

  • Уборка рабочего места.

Ход урока

I. Вводная часть:

1. Приветствие. (Приложение)

– Ребята у нас с вами сегодня открытый урок трудового обучения, вы знаете что это такое, когда приходят гости посмотреть на вас. Но сегодня он еще необычен тем, что желающим гостям мы предложим работать вместе с вами. В конце урока полюбуемся и на их поделки.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем отгадывая кроссворд. Проверим, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе, а ключевое слово подскажет нам, что делать дальше.

Кроссворд 

  • Миниатюрное бревно (палочка).
  • Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей).
  • Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет (карандаш).
  • Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка).
  • Средство соединения ткани (нитки).
  • Выкройка для точного копирования заготовки (шаблон).
  • Эмоциональное состояние для удачной работы (НАСТРОЕНИЕ).

– Прочтите ключевое слово: правила.

– С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности)

– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем, ножницами, палочкой)

3. Повторение правил безопасности при работе с клеем:

Правила безопасности при работе с клеем

  • Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.
  • Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
  • Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
  • После работы клей плотно закройте, уберите.
  • Обязательно вымойте руки и кисточку.

– А какие правила рабочего человека?

Правила рабочего человека

  • Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.
  • Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи
  • Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
  • Закончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
  • Работайте дружно.

II. Основная часть

1. Беседа

– Ребята, вспомните, пожалуйста, как называлась тема нашего прошлого урока и о чем мы говорили. ( “Цветочная сказка”,о комнатных цветах.)

– Для чего нужны цветы? Что нужно помнить человеку, который заводит дома эти растения? (Нужно обеспечить правильный и своевременный уход)

– Посмотрите на эту картину. Какое время года изображено? Как догадались? (Характерные признаки)

– Скажите, а какими красками мы могли бы исправить такую серую, хмурую картину? (Яркими. Синий, красный, желтый)

– Давайте подумаем, какие цветы представляете вы, глядя на тот или иной цвет?

Синий – васильки, астры, анютины глазки и т.д.)

Красный – мак, роза, георгин и т.д.)

Желтый – лютик, мать-и-мачеха, мимоза и т.д)

А что можно сказать про цвет? Во времена Екатерины II даже был разработан “Реестр о цветах”, где красный цвет означал любовь, зеленый – надежду, голубой – верность, черный – печаль, желтый – измену.

Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по количеству цветков “уточнял” даже час свидания.

Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривая людей радостью, смягчая нравы, приносят успокоение и наслаждение. И дарить цветы – значит, выражать чувства любви, почтения, расположения или уважения.

– Не всегда у человека есть возможность порадовать себя или подарить кому-то букет из живых цветов, поэтому люди стали делать искусственные цветы, чтобы запечатлеть как можно надольше эту красоту.

– Где используют? (оформление, украшение и т.д.)

2. Сообщение темы урока:

– Сегодня на уроке, ребята, мы будем работать с разными материалами, используя техники наложения и наматывания. Как вы уже догадались, изготавливать мы будем объемный цветок. Но какой? Родиной этого цветка является Южная Африка. Род этого цветка был назван в честь Ф. Зантедески – итальянского ботаника XIX в.
Растение имеет кроющий лист (покрывало), в который обернута желтая “свеча” соцветия-початка. Эти цветы чрезвычайно душистые. Их аромат напоминает запах ванили.

– Ну, кто – нибудь догадался?

Это – калла. (Показ)

Где можно увидеть?

  • Ткань.
  • Посуда.
  • Украшения.
  • Продукты питания – салат, печенье.
  • Украшение ногтей и т.д.

СООБЩЕНИЕ

Каллы – символ простоты и изящества в современной флористике. По состоянию цветка каллы можно предсказывать погоду. Если лепестки цветка (“покрывало”) раскрываются, то ожидается дождливая погода. Если лепестки цветка плотно сомкнуты, будет светить солнце, ожидается жара. В дождливую погоду цветок раскрывается, чтобы собрать как можно больше живительной влаги. С помощью дождевой воды происходит и опыление. Каллы – цветы необычные, иногда их даже считали одушевленными существами.
С давних времен каллы считаются символом благополучия домашнего очага. Согласно поверьям, каллы являются талисманом счастливой семейной жизни. Именно эти легенды сделали в наше время каллы обязательным атрибутом букета невесты, а в середине XX века в Европе букет из белоснежных калл, полученный девушкой от молодого человека, считался официальным предложением руки и сердца.

Калла – преклонение, “Ты великолепна”. Если мужчина дарит Вам каллы, будьте уверены – перед Вами настоящий джентельмен и неординарный человек.

Итак: Объектом нашей работы будет объемный цветок “Калла”. Что значит “объемный”? (Т.е. выпуклый)

3. Анализ изделия

– Взгляните на эти цветы: Покрывало выполнено из салфетки , с последующим приданием необходимой формы.

– Стебель выполнен способом накручивания.

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

4. Физминутка для пальцев рук “Колокольчик”.

В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.

5. Подготовка деталей:

– Итак: наше рабочее место готово.

– Пользуясь шаблоном, сделаем заготовку “покрывала”.

– Используя салфетку и шпажку, делаем сердцевинку, обсыпаем манной крупой, чтобы придать эффект крошки.

– Соединение деталей, “обмотка”.

– Я вижу многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.

6. Физминутка “Цветочная поляна”.

Целевые обходы учителя:

  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
  3. Оказание помощи учащихся, испытывающим затруднение.
  4. Контроль объема и качества выполнения работы.

III. Подведение итогов. Выставка работ.

1. Выставка работ.

– Несколько материалов, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать цветы, непохожие друг на друга.

СОБИРАЕМ БУКЕТ

Какой красивый букет украсил класс! Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием и заслужили свои пятерки.

– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

– Давайте попросим гостей показать свои работы. (Обсуждение)

2. Итог урока. Заключительное слово учителя.

– Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

Стихотворение “Берегите природу”

На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное “стой”. Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской мы охапки тащили устало.
И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.

С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!

Презентация