Интегрированный урок ИЗО и русского языка "Описание русского национального костюма". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели:

  • Познакомить учащихся с описанием как одним из типов текста, учить писать сочинение-описание, составлять план; закрепить знания символики в национальном костюме, видов вышивки и цветовой гаммы.
  • Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас учащихся; продолжить формировать умение выполнять эскизы русского национального костюма.
  • Вызвать интерес к изучению традиционной одежде Древней Руси.
  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

Обучающая: знакомство учащихся с народными традициями и историей русского костюма

Развивающая: развитие творческих способностей;

Воспитывающая: воспитание эстетико-художественного восприятия мира.

Оборудование и материалы:

  • репродукции,
  • презентация
  • манекены.

Ход урока

1. Организационный момент: организация учащихся в начале урока, приветствие.

2. Вступительное слово учителя русского языка:

Сегодня мы совершаем очередное путешествие в страну знаний. Оно будет интересным и увлекательным, т.к. наш урок необычен. Это интегрированный урок. Наш урок объединяет 2 учебных предмета: русский язык и изобразительное искусство.

3. Мотивация учащихся в начале урока: презентация (Приложение 1)

Показать слайды с картинами русских живописцев, с изображением девушек в народных костюмах. Подобрать текстовое описание .

Учащиеся читают текст вслух (тексты раздать заранее)

Это слова народной песни:

“ Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной,
Бисером вышитый
На голове кокошник
А на ногах сапожки
С нею рядом молодец
В расписной рубахе”.

После этого задать вопрос.

– Какие имена прилагательные несут смысловую нагрузку в этом отрывке?

(Яркий, расписной, бисером вышитый.)

– Какие средства худ. выразительности используются в данном случае? (Эпитеты.)
– О чём говорит автор песни?
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О русском национальном костюме.)

4. Демонстрация слайдов с русскими национальными костюмами.

Учитель ИЗО: Посмотрите презентацию (демонстрируются русские национальные костюмы, их элементы) и ответьте на вопрос:

– А кто, по вашему мнению, создавал эти наряды? (Народ.)
– Совершенно верно, смотришь на них и словно чувствуешь тепло человеческих рук, человеческой души.

Учитель русского языка: Обратите внимание, что известный литературовед Наталья Ситникова сказала по этому поводу: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”. (Высказывание появляется на слайде, учащиеся могут записать его в тетради.) Мы узнаем много интересного из истории создания и появления на Руси платья, будем учиться описывать национальный костюм, узнаем значение многих устаревших слов, связанных с названием русской одежды. Запишите тему в тетрадях по развитию речи :

“Описание русского национального костюма”.

5. Работа с распечатанными текстами:

Задание: прочитать текст вслух подготовленному ученику.

Учащиеся должны определить, что лежит в основе этого текста: описание, повествование или рассуждение? Совместно с учителем составить план в тетрадях.

Основой женского народного костюма была рубаха. Носили её повсеместно и крестьяне, и зажиточные слои населения. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна.
Рукава рубахи могли быть разной длины. На Русском Севере ещё в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези– “окошки” для рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомним Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину. Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол жатвенной рубахи и рубахи-“сенокосицы” (в которой косили). Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама взамен получает жизненные силы.
Рубахи надевали на сенокос, в них ходили в церковь, выполняли работу по дому. Нарядно украшенную рубаху надевали в особо торжественных случаях, например, на свадьбу.

Беседа:

1) Что лежит в основе текста? (Повествование и описание.)
2) Что играет главную роль в описании рубашки? (Вышивка, узоры, символы.)
3) Составьте план этого текста:
А) Роль рубахи в народном костюме.
Б) Описание рубахи: рукава, вышивка, символика.
В) Назначение одежды.

6. Работа с элементами народного костюма. Сообщения учащихся.

Учащиеся должны прослушать сообщения и выписать устаревшие слова, обозначающие различные виды одежды.

Сообщение 1. (Слайд презентации с изображением сарафана) а также манекены.

В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею.

Сообщение 2. (Слайд с изображением понёвы.)

На юге России вместо сарафана носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти. В которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой.

Сообщение 3. (Слайд с изображением передника.) К понёве полагался передник. Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй.

Он оберегал живот (что означает “жизнь”).

– Какие устаревшие слова вы выписали? (Епанечка, душегрея, понёва, передник.)

Учитель ИЗО: Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Вопрос о понятии “красный” и “красивый” (были в народном представлении однозначны).

Красное солнце с моревами. (Можно не читать если по времени не укладываемся.)
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами. (старинная народная песня)

Работа с учениками – Вспомните символику вышивки, опираясь на эскизы, выполненные вами ранее на уроках ИЗО. Обратить внимание на выставку работ. Мы с вами познакомились с орнаментом вышивок полотенец. А как вы думаете, как украшалась одежда? (Украшалась вышивками) . Ребята, обратите внимание на разнообразие цвета, на разнообразие отделки Какие цвета преобладают в праздничной одежде? Как вы думаете, почему? Давайте вспомним традиционную русскую символику? С какой целью она использовалась как в быту, так и в одежде? Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы. Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д. (слайд с символикой и значениями)

Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар– птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.

Учитель ИЗО: (раздать карточки с изображением фигур в костюмах).

– Из каких деталей состоит костюм, который находится перед вами?
– В каких губерниях носили эти костюмы?
– Каковы особенности вышивки?
– Какие цвета преобладают в костюме?
– В каких случаях надевали этот костюм?

Учитель русского языка:

– Назовите яркие эпитеты-прилагательные, обозначающие цвет, форму, общий образ костюма

Красоты неописуемой, вишнёвого цвета, белоснежная рубаха, длиннополый сарафан, воздушная ткань, лёгкий узор, витиеватая вышивка и др. (Учащиеся приводят свои примеры.)

Опишите этот народный костюм, придерживаясь плана, который составили вместе с учителем, а также включив по необходимости слова устаревшие, значение которых мы объяснили сегодня на уроке.

7. Написание сочинения: для этого отводится 2-ой урок.

8. Итоги, дом. задание: Составьте и запишите в рабочую тетрадь 4–5 предложений, описывающие современную одежду.