Открытый читальный зал

Разделы: Литература


“Открытый читальный зал. 150-летию А.П.Чехова посвящается”.

Цели:

  • Познакомить учащихся с самыми популярными произведениями писателя, написанными о детях и для детей.
  • Расширить читательский кругозор учащихся.
  • Продолжить воспитание чувства уважения к старшим, заботы о младших, любви к животным.

Оборудование: интерактивная доска; декорации для инсценировки.

Ход урока.

I. Организационный момент: проверка готовности класса к уроку; сообщение целей и задач урока.

II. Работа по теме.

1) Презентация “Элементы быта на страницах произведений А.П.Чехова и современность. Калоши”. – (работа ученицы 5–б класса Рожиной Марии, подготовленная к научно – практической конференции “Шаг в будущее”).

2) Художественный пересказ рассказа “Каштанка” (рисунки учащихся 5-х классов – с интердоски – сопровождают пересказ) – Фрис Никита.

3) Инсценировка по рассказу “Ванька”.

а) декорация: скамья, свеча, почтовый ящик; на интердоске рисунок М.Чикачева “Ванька пишет письмо”;
б) сценка “Ванька пишет письмо дедушке”:

1. Ванька пишет письмо, стоя на коленях пред скамьей (Сережа Едукин);

2. Текст письма читает Вова Черемкин;

3. Ванька пишет адрес мелом на доске;

4. Бежит к почтовому ящику и бросает конверт;

5. Сценка “Разговор двух почтальонов”.

1-й почтальон: Смотри, какой странный адрес!

2-й почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1-й почтальон: Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри: адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2-й почтальон: Давай спросим у главы ближайшей деревни, а вдруг там есть Константин Макарыч?

1-й почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везут почту. Вот всё и выяснится.

Автор: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло до дедушки.

6. “Соавторы” – чтение писем от дедушки. Это задание ребята получили на дом. На уроке мы послушали все варианты, но для чтения в “Открытом читальном зале” выбрали только четыре.

Настя:

“Здравствуй, внучок.
Получил твое письмо. Я тебя тоже поздравляю. Ты, внучок, потерпи немного. Скоро приеду и заберу тебя, будешь у меня жить. Картошка уродилась, капуста тоже. Рыбы наловим, будем сыты. Ты немного подожди, мы с Кривым Егоркой приедем. От Аленки тебе большой поклон. Гармонию твою я сохранил, на ней иногда кучер играет. К празднику приедем, аккурат к ёлке нашей. Крепко обнимаю.
Твой дедушка Константин Макарыч.
А письмо писала Аленка”.

Вова:

“Привет, Ванька!
Пишу тебе я, дед Константин Макарыч. Давно я от тебя письма – то ждал. А помнишь, ты просил, чтоб я для тебя золоченый орешек взял? Ольга Игнатьевна тогда сказала: “Да зачем же Ваньке одним орехом лакомиться?” – и разрешила штук с десять взять. Ещё она для тебя Азбуку купила красивую-красивую, с картинками разными. Приеду я к тебе, а с собой колодку да селедку возьму, чтобы Алехина колодкой стукнуть, а хозяйке селедкой в харю тыкнуть. А для тебя я всякой всячины привезу да сапожонки новые. Приедем мы с тобой в деревню, и будем жить да поживать.
Твой дедушка”.

Максим:

“Дорогой внучок. Письмо твоё я получил.
Я тебе очень сочувствую. Может быть, я заберу тебя. Спасибо, что поздравил меня с Рождеством Христовым. Сундучок с орешком я добыл. Вьюн с Каштанкой бегают во дворе. У Каштанки щенки появились. Думаю теперь, как их назвать. А Вьюн всё ворует. Недавно залез в курятник, а петух так его в нос клюнул, что Вьюн еле-еле ноги унес. А мне зарплату повысили. Я очень скучаю по тебе, очень
Твой дедушка”.

Маша:

“Дорогой мой Ванюша!
Спасибо, милый внук, за слова твои, мною прочитанные. Тяжело тебе, знаю. Но и мне нелегко – болен я. Денег нет, чтоб поехать в Москву. А орешек я взял и в сундук положил. Недолго мне жить – то осталось. О тебе молюсь, мой милый внук, ведь ты ещё маленький, чтоб умирать. Люблю тебя, мой Ванечка, и целую.
Твой дедушка”.

4) Демонстрация стенгазеты “Чехов – детям”. Газета подготовлена учителем (Грязновой Г.В.).

III. Подведение итогов. Оценки.

IY. Домашнее задание. Прочитать и пересказать рассказ “Мальчики”.

Приложение. Иллюстрации к рассказам “КАШТАНКА” и “ВАНЬКА”, выполненные учащимися 5 классов.