Урок истории по теме "Судьба России в спорах западников и славянофилов"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф урока:

И в Европе народ на народ не похож;
так с каким же
Сходны хотите Вы быть? – Где народ европейцев? –
Есть немец, есть англичанин, француз;
Между ними пусть будет и русский!

М.А. Дмитриев, 1846г.

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся со взглядами западников и славянофилов в 40-е года, выявить особенности их взглядов.
  • Совершенствовать умения работы с документами, самостоятельно делать выводы, обобщать и систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения, проводить параллели с сегодняшним днём.
  • На основе проведённого социологического опроса жителей г. Новый Уренгой, показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни.
  • На примерах споров о дальнейших путях развития России, учиться доказывать и опровергать.
  • Воспитывать уважение к своей стране.

Форма урока: дискуссия с элементами игрового моделирования.  

Аналитики (эксперты) – проводят социальный опрос на улицах нашего города с целью выяснения того, как северяне оценивают деятельность Петра I, какой путь они предпочитают: западный или исконно русский, волнует ли респондентов судьба России?

Термины: западники, славянофилы, консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое направление общественной мысли, социализм.

Внутрипредметные связи:

1830 г. – июльская революция во Франции;
1848-1898 гг. – «весна народов» – революция в Европе.

Оборудование:

  • Портреты западников и славянофилов, А.И. Герцена, Н.П. Огарева.
  • Карта «Россия в первой половине XIX в».
  • Таблицы «Общественная мысль в России XIX в».
  • Тексты источников, материалы социологического опроса.

План урока

I часть урока. «Вызов»

Учитель: Тема урока «Судьба России…» актуальна на сегодняшний день. Она с особой остротой звучала в переломные годы: во время войн, кризисов и иных социальных катаклизмов. Да и в некоторые мирные периоды вокруг неё развиваются споры философского исторического характера. Один из таких периодов 40-е года XIX в. когда в среде лучших представителей отечественной интеллигенции началась борьба «западников» и «славянофилов».
Сегодня на уроке мы включимся в споры полуторовековой давности о путях развития страны. Об оценках прошлого России, о результатах петровских преобразований. Будем высказывать свои собственные суждения, привлекая результаты социологического опроса.

Инсценировка – диалог западника и славянофила

Первый молодой человек: А, это вы сударь..
Второй молодой человек: Приветствую вас. Знаете ли,  погода сегодня…
Первый молодой человек: Нет, вы только послушайте,  что он пишет: «Мы не принадлежим не к Западу ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода». Что вы на это скажете?
Второй молодой человек: Что же вас здесь удивляет? Я вполне согласен с этим утверждением; у России своя дорога, по которой она движется, то убыстряя, то замедляя ход.
Первый молодой человек: Да. Тогда вы должны согласиться и с этим: «С начала дикое варварство, потом грубое невежество, затем унизительное чужеземное владычество, дух которого унаследовала позднее наша национальная власть, – такова печальная история нашей юности». Каково?
Второй молодой человек: С этим я, конечно, позволю себе не согласиться. Нельзя же всё видеть в таком мрачном свете. Нельзя забывать о величии русской земли! Мне думается, наша древность представляет нам пример всего доброго в жизни частной, в отношениях людей между собой. Если всё так и развивалось  далее, мы бы сейчас  не пожинали негативные плоды цивилизации, внесённой с Запада.
Первый молодой человек: А мне думается, сударь мой, что Россия как раз должна брать пример с развитых стран, стремиться идти по пути, который они показывают…

Учитель: Суть суждений западников можно выразить так: Россия не Европа, но должна стремиться ею стать.
Суть суждений славянофилов: Россия не Европа, следовательно, она должна идти своим путём.
Взгляды западников и славянофилов складываются в николаевскую эпоху. Психологию общества этой эпохи можно охарактеризовать словами Глеба Успенского: «Надо постоянно бояться – вот корень жизненной правды». Атмосфера была полна страха.
«Пропадёшь!» – кричало небо и земля, воздух и вода, люди и звери. И всё сжалось и бежало от беды в первую попавшуюся нору».

II часть урока. «Осмысление»

Задание 1

Рассмотрим домашнее задание групп:

а) презентация взглядов представителей западников и славянофилов;
б) определение понятий западников и славянофилов.

Западники Славянофилы
Т.Н. Грановский А.С. Хомяков
С.М. Соловьёв И.В. и П.В. Кириевские
К.Д. Кавелин А.И. Кошелев

Задание 2

Группы знакомятся с документом «Философские письма»
П.Я. Чаадаева,высказывают своё мнение об историческом предназначении России.

Аналитики о Чаадаеве

«Письмо» Чадаева было своего рода последнее слово, рубеж, это был выстрел, раздавшийся в тёмную ночь. тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, – всё равно надобно было проснуться…» А.И. Герцен «Былое и Думы»

Дискуссия

Западники

Отношение к Чаадаеву.

В целом мы согласны с оценкой П.Я. Чаадаевым прошлого России.

…«Мы живём лишь в самом ограниченном настоящем, без прошлого и будущего, среди плоского застоя…Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли.… Сначала дикое варварство, владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовали, – вот печальная история нашей юности».

Славянофилы

Отношение к Чаадаеву.

Мы рассматриваем письмо Чаадаева Петра Яковлевича как клевету на русскую историю.

«…Да, мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые её потрясали, но у нас было своё предназначение. Это Россия с её необъятными просторами поглотила монгольское нашествие. Татары отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех…»

Славянофилы

Отношение к самодержавию и государственному строю.

А.С. Аксаков (от его имени ученик)

«Я разделяю общинный и государственный строй, «старину и государство». Русский народ, по моему мнению, предпочитает жить по внутреннему нравственному закону в общине, а не по писаному закону в государстве. И хотя государство было создано (славян к этому вынудили воинственные соседи), но до Петра власть государства оставалась выборной, осуществлявшейся на основе союза между «страной» и «государством».
Считаю, что наряду с самодержавием необходимо создать народное представительство – … собрание дать демократические права и свободы».

Западники

Отношение к самодержавию и государственному строю.

Реакционная политика самодержавия противостоит распространению общественных отношений свободных от крепостничества. Мы всю свою энергию направляем на пропаганду буржуазно-парламентского устройства Англии и Франции и считаем, что оно является примером для России. Российское самодержавие по форме напоминает восточную монархию, порабощающую сословия и человеческую личность. Мы за демократические свободы, ограниченную монархию и парламентский строй.

Отношение к крепостному праву.

Западники

Мы считаем, отмена крепостного права сверху – необходимое условие дальнейшего прогресса.

Славянофилы

Мы поддерживаем вас в этом вопросе, необходимо отменить крепостное право сверху путём реформы, так как зависимость человека это ненормальное и неестественное состояние.

Отношение к преобразованиям Петра I.

Западники

Пётр I обновил страну, «спас» Россию, повернув её по западному пути, так как свет прогресса идёт в Россию из Европы .История допетровской Руси неорганична, она не запечатлилась сознанием народа, а прошла мимо него. И только петровские реформы создали для России условия подлинно органичного развития.

Славянофилы

Причины противоречий современной жизни надо искать в реформах Петра I, которые прервали органичное развитие российской истории и культуры, раскололо  русское общество. Русской истории присущи особые исторические ценности, которых не знает Европа. Смысл нашей истории – цельность общественных и культурных форм, которые вызревают, не разрушаясь, и могут стать основой более высоких форм исторического развития, чем в Европе. Пётр I своими реформами сбил Россию с истинного, самобытного пути. Он расколол страну на два чуждых  друг другу мира. Один – это основная масса населения, русское крестьянство. Другой – антирусский мир, дворянская аристократия и интеллигенция.

Отношение к влиянию Запада.

Западники

Россия должна продолжить движение по западному пути развития – это благо для неё.

Славянофилы:

Не следует подражать Западу ни в общественном, ни в политическом устройстве, поскольку это путь, ведущий к общественным кризисам и революциям. Но можно заимствовать достижения в области технической культуры.
После каждого выступления по вопросам дискуссии подводится итог голосования.
А аналитики предоставляют сравнительную таблицу.

Славянофилы и западники.

Сходство Различие
Необходимость изменений в государственном и общественном строе России, отмена крепостного права. Все реформы должны проводиться мирным путём, без революционных потрясений.  По-разному оценивали исторический путь России, влияние на неё западной Европы и будущее государственное устройство (это положение можно конкретизировать)

Отношение западников и славянофилов можно определить словами А.И. Герцена:

«Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, на сердце у нас билось одно!
Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту и русскому складу ума».

Учитель

Несмотря на столь значительную разницу во взглядах, и западники, и славянофилы считали, что страна скатывается вниз, что ее ждут социально-политические потрясения. Избежать их можно, избавившись от двух главных болезней России, – крепостничества и деспотического гнёта власти.
Либералы обоих толков пытались отыскать пути для постепенного перерождения дворянства и феодально-зависимого крестьянства буржуазные классы, а абсолютная монархия – в правовое капиталистическое государство.

3 этап урока. «Рефлексия»

1) Голосования в Интернете.

Результаты опроса: что ближе Вам?

1. Мне близки взгляды славянофилов                                         37.50%
2. Мне близки взгляды западников                                              25.00%
3. Нейтралитет                                                                               12.50%
4. Другое....                                                                                     25.00%

2) Обсуждение результатов социологического опроса на улицах г.Новый Уренгой .

К данному уроку учащиеся провели социологический опрос на улицах города Новый Уренгой, в котором приняли участие 50 человек. Опрос проводился с целью выяснения того, как северяне оценивают деятельность Петра 1, какой путь они предпочитают: западный или исконно русский, волнует ли в целом респондентов судьба России?

Круглый стол

Учитель: Случайно ли в последние годы обострился интерес к проблеме Россия-Запад?
Ученик:  Нет, это реакция общества на финансовый кризис в мире и в стране.
Учитель: Есть ли объективные предпосылки, чтобы Россия следовала западным путём?
Ученик: Да, так как Россия слишком долго развивалась в русле западной цивилизации. Если Россия свернёт с него – сделает шаг назад. Западный путь – путь прогресса.
Учитель: Есть ли объективные предпосылки, для того чтобы Россия следовала самобытным путём?
Ученик: Да, так как Россия не перестает быть и Азиатской и Европейской страной, это накладывает отпечаток на всю жизнь российского общества.
Учитель: Каким должен быть путь России? Сможет ли Россия найти свой путь?
Учитель: Россия не может не иметь своего лица, для неё имеет значение опыт разных стран. Но этот опыт необходимо адаптировать к российским условиям. Об этом говорил ещё Ключевский: «Можно и должно перенимать чужой опыт вязать чулки, но нельзя и стыдно брать чужой строй мыслей, чувств, отношени

Закрепление материала

Задание:

1. Представить спор западников и славянофилов в рисунке – символе (двуликий Янус).

2. Составить синквейн по теме «западники» и «славянофилы».

Учитель благодарит учеников за работу. Подводит итоги спора.

Тест

1.Выберите правильный ответ:

а) Российский либерализм 30-40-х. гг. был представлен:

1) консервативным течением
2) западничеством
3) социалистическими учениями
4) «русским» социализмом

б) Состав участников кружков конца 20-х – начала 30-х гг.:

1) военная молодежь
2) представители высших слоев российского общества
3) разные слои общества
4) обездоленные слои общества

в) Одна из наиболее влиятельных в 40-х гг. XIX в. революционных организаций – это:

1) «Современник»
2) Кирилло-Мефодиевское братство
3) кружок М.В. Петрашевского
4) «Союз благоденствия»

г) Оформление идеологии русского революционного движения связано с деятельностью:

1) А.И. Герцена, В.Г.Белинского, М.В.Петрашевского
2) Н.Г.Устрялова, М.Г.Погодина, Ф.В.Буларина
3) Н.П. Сунгурова, Н.В.Станкевича, В.Г.Белинского
4) М.В.Петрашевского, Н.П.Огарева, С.С. Уварова

2. Выберите верные утверждения:

а) Для процесса формирования индустриального общества характерно:

1) усиление роли церкви и религии
2) избавление от признаков аграгарного (феодального) общества
3) расширение полномочий императора
4) становление демократии, гражданского общества
5) распространение крупного машинного воспроизводства

б) Сторонники социалистических учений выступали за:

1) коренные изменения общественного уклада постепенным реформированием
2) осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства
3) сохранение традиций
4) общественную собственность на средства производства
5) уничтожение эксплуатации человека человеком

3. Укажите принцип образования рядов:

а) братья Аксаковы, Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С Хомяков
б) православие, самодержавие, народность

4. Установите соответствие:

а) западники
б) славянофилы
1) отрицательное отношение к крепостничеству
2) поддержка реформ «сверху»
3) поддержка развития страны по западноевропейскому пути
4) вера в исключительность исторического пути России
5) история России – часть общемирового процесса
в) основные положения
теории «общинного»
социализма
1) непременность социалистического этапа развития страны
2) необходимость реформ «сверху»
3) возможность в России избежать этапа капитализма
4) установление ограниченного самодержавия
5) основа социализма – крестьянская община

5. Вставьте вместо пропусков:

«Насильственный характер петровских преобразований… насильственное подражание Западной Европе подрывали, по мнению_____________, возможность особого пути исторического развития России… насильственный характер деятельности____________________  служил для них отправной точкой в критике современной им николаевской действительности…»

Закрепление

1. Какие высказывания могли удовлетворить западников, а какие славянофилов?

2. Музыка отражает взгляды западников или славянофилов?

Игра на саксофоне –
Игра на балалайке –

3. Стихотворение А.С. Аксакова  «Петру I»

– К какому общественному течению принадлежит автор?

Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе есть сила и отвага
И дух высокий обирал;
Но истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давал
Вся Русь, вся жизнь её …..
Тобою презрена была,
И на твоём великом деле
Печать проклятия легла…

– О ком идёт речь? (О Петре I)

Приложение 1

Приложение 2

Презентация к уроку