Дифференциация звуков [ч] – [щ]. Групповое занятие с учащимися 1-го класса с ОНР

Разделы: Логопедия


Цель. Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв ч-щ в слогах, словах; продолжить работу по активизации словарного запаса; способствовать развитию наглядно-образного, словесно-логического мышления; продолжить работу по повышению навыка самоконтроля.

Средства обучения: карточки слов-паронимов, таблицы печатных и прописных профилей букв ч-щ, зеркала, проволочки и щетинки, таблицы со слогами для составления слов, слоговые таблицы, карточки со слогами ча-ща/чу-щу.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

- Прослушайте слова: щенок, щётка, ящик

- Какой одинаковый звук слышится в словах? (Звук [щ]).

- Измените слова так, чтобы они обозначали маленький предмет (Щеночек, щёточка, ящичек.)

- Что изменилось в звуковом составе этих слов? (Слышится еще одинаковый звук [ч]).

- Значит, какие звуки и буквы мы будем сегодня различать? (ч-щ).

II. Изучение нового материала.

1. Характеристика звуков ч-щ по акустическим и артикуляционным признакам.

- Произнеси звуки ч-щ перед зеркалами. Чем похожи эти звуки? (Согласные, глухие, мягкие).

- Чем различаются? (По положению языка.) (Показываются карточки-опоры)

2. Сравнение букв, обозначающих звуки [ч-щ].

- Догадайтесь, о какой букве идёт речь.

На расчёску…похожа.
Три зубца всего? Ну что же! (щ).
(В. Тарлапан).

Да, вы правильно решили:
Букву пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.(ч).
(В. Степанов). [2].

(Выставляются таблицы – профили прописных и печатных букв Ч-Щ).

- Выложите буквы Ч-Щ из проволочки и щетинок.

- Почему именно эти материалы мы использовали?

3. Дифференциация ч-щ в слогах.

а) Чтение слоговых таблиц.

ча чо чу чи че      ща що щу щи ще
ача учу очо ичи ече       аща ощо ущу ищи еще

- Правописание каких слогов вы изучали на уроках русского языка? (ча-ща, чу-щу).

- Запишите эти слоги в тетради. (ча-ща, чу-щу).

б) Выделить звуки ч-щ на слух, сигнализируя сигнальными карточками.

Ча, ща, щу, чу, чи, щи, че,ще.
Ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ.
Аща, ача, ущу, учу, еще, ечо.
Ечи, ищи, очо, уче, уще.

в) Повторить ряд слогов.

Ча-ща-ча, що-чо-що, че-ще-че, чи-щи-чи-щи, оч-ощ-оч, уч-ущ-уч. (Посчитать количество слогов на пальцах.)

Динамическая пауза.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. (Дети выполняют движения, имитирующие работу со щеткой.) [3].

4. Дифференциация звуков ч-щ в словах.

а) Вставьте подходящий слог (ча-ща) так, чтобы получились слова.

Добы- , ту-, встре-, зада-, -сы, -вель, пи-, да-, све-, ро-. [1 ].

б) Вставьте подходящий слог (чу-щу) так, чтобы получились слова.

То-, пи-, у-, кру-, мол-, -чело, -до, -лок, -ка, сви-, ка-, пря-, пор-, пла-, та-, кри, сту-, и-. [1 ].

- Повторите, какие слова вам понравились? (Выложить некоторые слова из кассы букв.)

-Запишите понравившиеся слова в тетради. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.

в) Дифференциация слов-паронимов.

Печать-пищать, точу-тащу, лечи-лещи, челка-щелка, плач-плащ, горячий-горящий.[2 ].

- Чем похожи и чем различны слова?

-Объясните смысл слов.

- Составьте предложение с понравившимся словом.

III. Заключение .

  • Через что дует ветер в заборе? (Через щелку.)
  • Как называются остриженные волосы, находящиеся выше или ниже бровей? (Челка.)
  • Песок летом горячий, а костер? (Горящий.)
  • Одежда, которую надевают в дождь? (Плащ.)
  • Каким словом заменить слово КРИК? (Плач.)

IV. Итог.

- Что было интересное? Трудное?

-Зачем мы выполняли все эти задания?

Список литературы:

  1. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
  2. Логопедия в школе: практический опыт. Под редакцией В. С. Кукушина.
  3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Правильное произношение и чтение.