Урок истории в 10-м классе в творческой технологии

Разделы: История и обществознание


При подготовки урока и последующего его проведения возможно использование:

  1. Учебно-методических комплектов, допущенных Министерством Образования РФ.
  2. Наглядных пособий, подобранных учителем по теме урока.
  3. Мультимедийного оборудования для демонстрации презентации.
  4. Компьютерного класса для индивидуальной работы учащихся.
  5. Исторических источников (текстов исторических документов).

Ход урока

Алгоритм мастерской Алгоритм урока Деятельность учащихся
Индукция 1. Мотивация учащихся. Деление учащихся по группам.

Презентация. Слайд 2.

1. При входе в класс уч-ся выбирают изображение оружия (две группы – оружие крестоносцев, две группы – оружие золотоордынцев).

Рассаживаются по группам.

2. Просмотр 3-го слайда презентации и изображений оружия (+ на партах). Поиск ответа на вопросы:

- Оружие каких народов вы видите?

- Как вы думаете, каким образом эти рисунки могут относиться к теме сегодняшнего урока (частично тема связана с предыдущим уроком); предложения-мнения уч-ся записываются группами на листках.

2. Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Обсуждают в группах, записывают предложения на листках.
3. Просмотр слайдов 4-8 презентации. 3. Учащиеся рассматривают слайды и высказывают свои предположения о смысле этих слайдов.
Афиширование 1.Результаты мнений вывешиваются на магнитной доске.

2. Просмотр слайда 9 презентации.

«Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет».

(Русский философ Владимир Соловьев.)

3. Обсуждение мнений, формулирование Темы урока, запись Темы на доске. Презентация, 10 слайд.

1. Учащиеся вывешивают (афишируют) свои результаты.

2. Обсуждение мнений, коллективный поиск Темы урока.

3. Фиксирование темы урока на листках работы групп.

Деконструкция Отрывки из Лаврентьевской и Тверской летописей.
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 1

Знакомство уч-ся с текстовым материалом, обсуждение текстов, нахождение и выделение главного (отбрасывание второстепенного), поиск ответов на поставленные учителем вопросы.
Социализация Работа в команде. Обсуждение, подготовка ответов в устной форме.
Реконструкция Отрывки из Лаврентьевской и Тверской летописей.
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 1

Записывание уч-ся на листках главных мыслей из предложенных текстов (результатов обсуждения).
Афиширование 1. Представление результатов работы групп. Зачитывание представителями групп результатов работ и вывешивание листков на доске.

Обсуждение итогов этого этапа работы (в результате повествования групп получается полноценный текст на тему: «Монгольское нашествие»).

2. Просмотр 11-13 слайдов презентации. Закрепление уч-ся изученного материала.
Деконструкция Работа с картами (учебник VI или дополнительно подготовленные карты).
  1. Задание 1 (походы монгольских войск в 1223 году).
  2. Задание 2 (походы монгольских войск в 1237-1238 гг.).
  3. Задание 3 (походы монгольских войск в 1239 году).
  4. Задание 4 (походы монгольских войск в 1240-1242 гг.).

Приложение 2

Рассмотреть карту, определить пути (земли) вторжения монгольских войск.
Социализация Работа в группах. Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с картой.
Реконструкция Работа с картами (учебник VI или дополнительно подготовленные карты).
  1. Задание 1 (походы монгольских войск в 1223 году)- зеленый флажок.
  2. Задание 2 (походы монгольских войск в 1237-1238 гг.)- синий флажок.
  3. Задание 3 (походы монгольских войск в 1239 году)- красный флажок.
  4. Задание 4 (походы монгольских войск в 1240-1242 гг.)- серый флажок.

Приложение 2 или интерактивная карта в интернете в Википедии.

Уметь показывать пути вторжения монголов и называть порабощенные русские территории.
Афиширование На подготовленной большой карте «Борьба народов против иноземных захватчиков в ХIII веке» отметить и назвать территории, подвергшиеся вторжению монголов. Флажками определенного цвета отметить на большой карте пути вторжения монголов и указать устно название указываемых русских территорий (один представитель от группы).
Деконструкция На основе деформированного текста анализирование материала и формулирование предложений-выводов: «Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?»
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 3

Учащиеся читают деформированный текст, составляют варианты предложений по теме задания.
Социализация Работа в группах (по предложенным заданиям). Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с деформированным текстом.
Реконструкция На основе деформированного текста анализирование материала и формулирование предложений-выводов: «Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?»
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 3

Представители от групп зачитывают получившиеся в ходе дискуссии предложения. Обсуждают услышанное.
Афиширование На доске текстовой материал-выводы: «Последствия монгольского нашествия на Русь». Представители от групп вывешивают на магнитной доске составленные предложения, обобщение материала.
Индукция 1. Рассмотрите еще раз изображения оружия. У вас имеется только оружие монголов?

2. Предположите народы или страны, в которых могли использовать данное вооружение.

3. Предположите, почему в данном уроке мы рассматриваем оружие рыцарей?

1. Учащиеся рассматривают картинки с оружием.

2. Высказывают предположения о народах и странах, в которых могли пользоваться воины данным вооружением.

3. Высказывают предположение, что русичи воевали не только с монголами, но и рыцарями.

Беседа по слайду 14 презентации «Александр Невский»:

- Кто изображен?

- Чем известен в истории Руси?

- Как россияне-потомки чтят память А. Невского?

На основании изученного материала в 6 классе, уч-ся отвечают на вопросы.
Деконструкция Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище».
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 4

Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище».
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.
Социализация Работа в группах (по предложенным заданиям). Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с текстом.
Реконструкция Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище».
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 4

Записывание уч-ся на листках главных мыслей из предложенных текстов (результатов обсуждения).
Афиширование Представление результатов работы групп. Зачитывание представителями групп результатов работ и вывешивание листков на доске.

Обсуждение итогов этого этапа работы (в результате повествования групп получается полноценный текст на тему: «Ледовое побоище»).

Деконструкция Работа с картами-схемами битвы на Чудском озере.
  1. Карта-схема 1.
  2. Карта-схема 2.
  3. Карта-схема 3.
  4. Карта-схема 4.

Приложение 5

Уметь показывать построение немецких рыцарей и русской дружины перед боем, передислокацию войск во время боя, рассказывать ход битвы.
Социализация Работа в группах. Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с картами-схемами.
Реконструкция Работа с картами-схемами битвы на Чудском озере.
  1. Карта-схема 1.
  2. Карта-схема 2.
  3. Карта-схема 3.
  4. Карта-схема 4.

Приложение 5

Участники групп кратко записывают ход битвы, указывая построение и движение войск.
Афиширование Работа с картами-схемами битвы на Чудском озере – слайды презентации.
  1. Карта-схема 1.
  2. Карта-схема 2.
  3. Карта-схема 3.
  4. Карта-схема 4.
Представители от групп рассказывают ход битвы, показывая построение и движение войск на слайдах презентации.
Деконструкция Работа над понятийным аппаратом темы.
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 6

Учащимся в группах представлены термины и понятия с определениями.

Старшеклассники должны соотнести определение и термин или понятие.

Социализация Работа в группах. Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с карточками-терминами и понятиями.
Реконструкция Работа над понятийным аппаратом темы.
  1. Задание 1.
  2. Задание 2.
  3. Задание 3.
  4. Задание 4.

Приложение 6

Старшеклассники обобщают мнения и в группе составляют «правильные пары»: термин или понятие-определение.
Афиширование 1. Представление результатов работ групп.

2. Обобщение знаний понятийного аппарата у учащихся.

3. Закрепление: просмотр слайдов 15-16 презентации.

Учащиеся каждой из групп поочередно вывешивают на доску выполненное задание с комментариями.

Старшеклассники из других групп заслушивают термины-определения, высказывают свои согласия-несогласия.

Разрыв Слайд 17 презентации:

ХIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее хлынули монголы, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остатки народонаселения. С северо- запада ей угрожало западное католичество.

Задача политического деятеля того времени формулировалась так: поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла сохранить свое существование. Человеком, который принял на себя эту задачу и определил на будущие времена дальнейшее цивилизационное развитие страны, является в русской истории _______________________.

Его победы в _____________ и ___________

Сделали самым авторитетным и уважаемым среди русских князей.

Наметились два пути отношения Руси с Западом и Востоков. Князь _______________

Сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза __________________

против ____________________, обосновывая свой выбор _________________, __________,

______________.____________, ___________.

Учащиеся читают текст слайда, предлагают варианты недостающего текста.

Обсуждают, доказывают свои точки зрения.

Окончательно формулируют правильные предложения.

Разрыв Устно учитель спрашивает, вопросы учащихся записывает на доске.

- Какой материал вызвал у вас вопросы?

- Что осталось непонятным?

- Какие есть предложения-мнения по вопросам одноклассников?

Учащиеся сначала мысленно обобщают изученный материал.

Выясняют для себя все ли понятно, не осталось ли вопросов?

При возникновении вопросов по теме урока, уч-ся озвучивают их.

Высказываются по вопросам одноклассников.

Рефлексия Место Ледового побоища в наше время находится в стороне от оживлённых проезжих дорог. Сюда можно добраться на перекладных, а далее пешком.

Этот район у Чудского озера интересен в историческом, археологическом и иных планах. В этих местах имеются древние курганные захоронения, загадочные подземелья и т.п. Здесь также отмечаются периодические появления НЛО и загадочного "снежного человека" (к северу от реки Желча). Учеными проведён важный этап работы по определению местоположения братских могил (захоронений) воинов, погибших в Ледовом побоище, остатков Вороньего камня, района старого и нового городищ и ряда других объектов, связанных с битвой.
Теперь необходимы более детальные исследования района сражения.

Дело - за археологами и …

- Значит, не все исторические тайны открыты…

- Кто из присутствующих задумывался о том, хочет ли он (она) стать ученым- историком и открывать- писать новые неизведанные страницы истории?

Учащиеся заслушивают информацию – вопрос учителя.

Составляют творческий ответ.

Разрыв - Демонстрация фрагментов из кинофильма «Александр Невский» (1938 г.) режиссера Эйзенштейна.

- Отрывки из кинофильма, в которых звучат известные цитаты:

Ни пожить спокойно не дадут, ни помереть!

Эх, коротка кольчужка…

Без прибора и вши не забьешь.

Умеючи и ведьму бьют!

А господа рыцари в обмен пойдут. На мыло менять будем.

- Позабудь обиды, Ярославич. Встань за дело новгородское.
- За обиды русской земли встану!

Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!

Учащиеся просматривают кинофрагменты.

Анализируют цитаты (самостоятельно).

Поясняют друг другу непонятные фразы.

Особое внимание при анализе обратить на последнюю цитату.

Рефлексия Вопросы учащимся (слайд 18 презентации):

- Считаешь ли ты себя патриотом? Почему?

- Кто и как должен защищать Родину?

Любовь к Родине, Отчизне!

Свобода и Процветание Родины – забота и долг каждого гражданина.