Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе

Разделы: История и обществознание


ЭПИГРАФ: « Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга». (Федор Тютчев)

Ход урока

I этап - Организационный

Здравствуйте, ребята. Начинается урок обществознания. Садитесь.

II этап - Проверка Домашнего задания

Проверка домашнего задания.

1. Некоторым ребятам я дам индивидуальное задание на карточках с вопросом о структуре социальной сферы. Очень постарайтесь ответить хорошо. Пишите ответ на карточках.

III этап - Подготовка к восприятию нового материала.

1. – Опрос.

- Мы изучали различные социальные слои, группы.

- Назовите самую первую социальную группу: …

2. - Задание: Перечислите элементы первичного коллектива?

3. - Беседа.

А) Из кого состоит СЕМЬЯ?

Б) В 8 классе вы рассматривали СЕМЬЮ с точки зрения малой или контактной группы?

В) В этом году мы будем рассматривать семейный коллектив как сообщество людей разного возраста.

Г) Имеют ли общее название люди одного возраста?

IV этап – Сообщение темы и целей урока.

1. - Беседа.

А) Сегодня на уроке мы будем изучать, используя свой семейный, общественный и жизненный опыт, связь между поколениями.

Б) Обратите внимание на терминологию, которую мы будем использовать на уроке: поколение, смена поколений (преемственность поколений) – в первой части урока, конвенция - во второй части урока.

2. Работа в тетради.

А) Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.

Б) Обращаясь к своему собственному опыту и своим жизненным принципам, ответьте письменно на такой вопрос: «Что мне не нравится в старшем поколении?»

В) К ответам на поставленный вопрос вернемся в конце урока.

V этап - Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

А) Я просила вас проанализировать вас деятельность старшего поколения, следовательно, при нахождении ответа вы сравнивали свои поступки с поступками взрослых, то есть людей разных поколений.

Б) Как вы думаете, что такое ПОКОЛЕНИЕ?

В) Так что же такое ПОКОЛЕНИЕ? Запишем в тетради: Под поколением (обычно) понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей (в настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27-30 лет).

2. Беседа. Объяснение нового материала.

А) Каждый человек – современник какой- либо эпохи и сверстник определенного поколения.

Б) Возникают вопросы:

  • Отличается ли одно поколение от другого?
  • Возникают ли проблемы во взаимоотношениях между поколениями?
  • Есть ли проблема: «старое- новое», «отжившее - передовое», «хуже- лучше».

В) Ясно, что новое идет на смену устаревшему, то есть не соответствующему новым условиям. Тем не менее человечество как род людской сохраняется, не обрывается. Почему? А точнее, благодаря чему?

3. Работа в тетради.

А) Людской род сохраняется благодаря ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (связи) ПОКОЛЕНИЙ.

Б) Запишем в тетрадях: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ – продолжение и обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами.

В) Устно. Приведите примеры унаследований и изменений в поколениях (смотрите определение).(Примеры: крестьяне вчера и сегодня, культура… и т.д.)

4. - Беседа.

- Где преемственность сильнее - в производстве, в политических взглядах, в досуге, в художественных вкусах, в моде и т.д.? Почему?

- Расхождения во взглядах тесно связаны с возрастом, возрастными особенностями.

5. Работа над понятием «Связь поколений».

А) Учитель: Между поколениями существуют расхождения во взглядах. Найти различия легче. Но ведь имеются и сходства.

Б) Работа в тетради.

  • Запишите в тетради заголовок таблицы: Схожесть и различия поколений детей и взрослых.
  • Оформите таблицу (две колонки):

Схожесть (1 вар.)

Различия (2 вар.)

- Работать будете парами, каждая пара учащихся к своему варианту подбирает и записывает по 3-4 примера.

В) Проверка записей учащихся.

Г) Устные добавления учителя.

- Для сравнения берется: физическое развитие, умственные способности, умение применить способности, соотношение рассудочных и эмоциональных компонентов, способность учиться на собственных ошибках, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремление брать на себя дополнительную ответственность и т.д.

Д) Продолжение работы с таблицей дома. Оставьте место для записи дома еще по 3-4 признака.

6. - Беседа по теме «Ответственность» (+ Грамматика нравственности).

А) Учитель. В нахождении схожести и различий вы, ребята, не назвали главного отличия - дети не являются производителями материальных благ, не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у детей не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им незнакома суть статусов - круг прав и обязанностей. Они знают, что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Б) Вопросы:

  •  «За что и за кого вы несете ответственность?» ( За хорошую учебу, за любовь к ближнему, за пожилых родителей и малых детей, за страну и т.д.)
  •  «Почему важно заботиться о детях и пожилых?» (Это прошлое и будущее человечества; продолжение жизни и преемственность…)

В) Беседа по материалу из дополнительной литературы. (Г.Соколова, Книга для чтения по грамматике нравственности, 9 класс, часть 2, стр. 27) - Читает учитель. Вопросы по тексту:

  •  «Как помогает нам исторический опыт предков на пути самопознания и самосовершенствования?»
  •  «Какой след должен оставить каждый человек после себя?»

7. Беседа. Конвенция.

А) Беседа + работа с компьютером.

Б) Учитель. Детство - особый период - впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. (Диск- урок №8)

В) Учитель. Международное сообщество приняло специальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. (Диск №8, стр.4,5,6)
Вот ряд прав (зачитывает ученик): - право на пользование благами социального обеспечения; - право на здоровый рост и развитие; - право на специальных уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; - право на защиту обществом, государством, семьей…(чтение диска по теме).

Г)** Сообщение учащегося о Конвенции.

Д) Учитель. Ребенок должен знать права, но и помнить обязанности. Должен знать, что любовь и понимание между поколениями должны быть взаимными. Кто не умеет любить, не стремится к добру, кто думает только о себе, забывая о близких людях, вряд ли сможет оценить заботливое отношение к себе и передать его собственным детям. (… Спросить у учеников- вывод)

Е) Учитель. ВЫВОД. Все дети стремятся поскорее стать взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.

VI этап - Первичное закрепление изученного материала.

1. Работа с дидактическим материалом.

А) Самостоятельное чтение учащимися дидактического материала по обществознанию для 9 класса, стр. 75, «Родители и дети».

Б) Обсуждение прочитанного.

2. Творческое задание.

А) - Запишите в тетради ответ на два вопроса:

  •  «В чем вы хотели походить на своих родителей?»
  •  «В чем не хотите быть похожими?» Сделайте выводы.

Б) - Заслушивание 2-3 мнений.

VII этап - Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради.

А) Учитель. Вернемся к началу урока и вашим ответам на мой вопрос о том, что вам не нравится в старшем поколении.

- Есть ли желающие высказать свое мнение по этому вопросу?

- Поднимите руки те, кто хоть немного изменил свое первоначальное мнение. Можете сказать, в чем вы его изменили?

Б) Беседа. Передадите ли вы своим детям какие- либо черты свои и своих родителей? Какие и почему?

В) Мультимедийное пособие. Самопроверка изученного материала. (Диск, урок №8, стр. 12,13,14,15*)

VIII этап - Итог урока.

  1. Так что же такое поколение?
  2. Существует ли конфликт поколений?
  3. Какими действиями его можно уменьшить или ликвидировать?
  4. Какой вам представляется связь поколений?
  5. Оценки за урок.

IХ этап - Домашнее задание.

  1. § 29, дописать признаки схожести и различия поколений и задание 3 письменно.
  2. * Эссе на тему: «Примеры способов разрешения конфликтов в моей семье».

Приложение. Дополнительная информация и сведения.