Использование крупноблочной наглядности и листов учета знаний для подготовки к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


В последние годы остро стоит проблема подготовки к ЕГЭ, особенно по обязательным предметам. Как за небольшой промежуток времени усвоить большее количество информации? Как добиться высокого результата? У каждого учителя «свой рецепт». Я хотела бы поделиться своим.

Лицей станицы Азовская Северского района Краснодарского края работает в системе концентрированного обучения с 1994 года. И перед нами, как впрочем и перед другими учителями, встала проблема интенсификации процесса обучения, увеличения насыщенности учебного процесса. Эта задача приводит к необходимости решения проблемы сгущения учебной информации. Для этого в лицее была разработана крупномодульная наглядность по многим предметам, в том числе и по русскому языку. Опоры по русскому языку были неоднократно опубликованы.* Такой подход позволяет: 1) знания, получаемые школьниками, сделать более цельными; 2) экономить учебное время для усвоения знаний; 3) сделать работу учителя более творческой.

Вашему вниманию я хотела бы представить опору по одному их самых трудных разделов русского языка «Правописание наречий» (Приложение1). Опора имеет таблично-матричную структуру, где в первом столбце изложено правило написания наречий слитно, во втором – через дефис. Для удобства восприятия столбцы «залиты» разным цветом. Цвет становится дополнительным «якорем» для извлечения учебного материала из памяти. Все слова-исключения пишутся красным цветом. При составлении этой опоры используются сдвоенные, строенные записи, рисунки в стиле «кроки» (исключения сущ.+предлог). Прекрасно запоминаются слова, записанные необычным способом: крест-накрест, шиворот-навыворот. Первый столбик (слитное написание наречий) состоит из девяти пунктов (назову их условно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), второй (дефисное) – из пяти(А, Б, В, Г, Д). Для удобства объяснения и восприятия некоторые пункты проговариваются вместе, то есть 1-А, 2 - Б, 7 – Г.

Крупномодульную наглядность можно использовать как в электронном виде, так и в бумажном. Объяснение провожу по опоре, которая проецируется на доску. Это позволяет изменять размеры изображения и акцентировать внимание на отдельном фрагменте опоры. В дальнейшем используется опора на плакате, которая вывешивается в кабинете, где проходят занятия по русскому языку.

Представлю приёмы работы с крупноблочной наглядностью.

1. Изложение «по спирали» – троекратное вариативное изложение учебного материала по модели «9+4+9+4+9».

Первая 9-минутка – изложение основных положений укрупнённого блока информации (взгляд в целом). Вторая 9-минутка – изложение деталей учебной информации (место деталей в системе целого). Третья 9-минутка – обобщение изложенного. Четырёхминутные «паузы» используются для зарисовывания (заполнения, раскрашивания) концепта на фоне тихой музыки

2. Линейный способ объяснения материала:

  • изложение учителем;
  • повтор учеником (учениками по цепочке);
  • проговор в парах.

Первый этап урока (изложение материала) «Правописание наречий» может выглядеть так.

  1. Приставка ПО- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на -У; -ОНЬКУ; -ЕНЬКУ (подолгу, помаленьку, потихоньку).
    А. Пишутся через дефис наречия с приставкой ПО- и оканчивающиеся на -ОМУ, -ЕМУ, -И, например: работать по-новому, пусть будет по-вашему, советовать по-дружески. Исключения: поэтому, потому, почему.
  2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок В и НА с собирательными числительными, например: вдвое, надвое (но: по двое).
    Б. Пишутся через дефис наречия с приставкой В- (ВО-) и суффиксами –ИХ(-ЫХ), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых.
  3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлога-приставки с наречием, например: донельзя, навсегда, послезавтра.
    Исключения: до завтра, на нет, на ура, на авось.
  4. Пишутся слитно наречия, имеющие в своем составе существительные, которые в современном литературном языке не употребляются, например: дотла, насмарку, наспех, натощак, чересчур.
  5. Пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: вброд, вместе, вмиг, вовремя, наудачу.
  6. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с полными прилагательными, например: вплотную (подойти), врассыпную (броситься), вручную (сделать). Исключения: в открытую, в общем.
  7. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с местоимениями, например: вничью (сыграть), вовсю (размахнуться).
    Г. Пишутся через дефис неопределенные наречия с частицами КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТАКИ, например: когда-то откуда-либо, как-нибудь, кое-где, все-таки.
  8. Слитно пишутся наречия с приставкой В- и конечным слогом -КУ, например: вдогонку, вперебежку, враскачку.
    Исключения: в насмешку, в рассрочку, в диковинку.
  9. Пишутся слитно наречия, образованные от пространственных и временных существительных верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век. Например: вверх, вверху.
    В. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, например: едва-едва чуть-чуть, как-никак, крест-накрест, туго-натуго, мало-помалу. Исключения: пишутся раздельно наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними, например: бок о бок, с глазу на глаз, друг за другом.
    Д. Пишутся через дефис наречия, образованные сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов, например: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

Для ускорения усвоения темы можно использовать частично заполненную опору, например, без слов исключений, или так называемую «полую» таблицу (Приложение 2). «Слабым» учащимся можно по ней сдавать тему «Правописание наречий». Опыт показывает, что все учащиеся успешно осваивают данную тему. Для закрепления можно использовать лото (см. рис.1) размером 9 х 15 см.

На боковую

Вприкуску

Чуть-чуть

По-моему

Вкрутую

Нежданно-негаданно

Вдвое

Во-первых

Покрасивее

Рис. 1. Образец карточки лото «Правописание наречий»

К лото прилагаются девять маленьких карточек (1,5 х 5 см.) с комментариями к написанию слов (рис.2).

Рис.2

Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами.

Вторым не менее важным элементом успешной подготовки к ЕГЭ являются листы учёта знаний.

Очень важно для ученика, на мой взгляд, видеть перспективу. Это выражается в том, что на первом же уроке погружения учащиеся знакомятся с листом учёта знаний (Приложение 3), в котором отмечено то, что им необходимо сделать, например, за четверть. Таким образом, каждый лицеист может «распределить свои силы» и не откладывать на потом подготовку к занятиям. Лист учёта знаний может выглядеть так:

В 1 столбце находится список учащихся класса в алфавитной порядке. В столбиках под цифрами 1. 2. 3. указаны письменные задания, которые ребята выполняют на занятиях или дома. На их основании выставляются итоговые оценки по темам. Общий словарный диктант состоит из 25-30 слов из орфографического минимума. Личный словарный диктант включает в себя слова, в которых учащиеся допустили ошибки в контрольном диктанте, в рабочих тетрадях по русскому языку, в тетрадях по устным предметам (которые всё равно проверять надо), в тетрадях по литерату­ре (лучше с собственными, а не продиктованными текстами).

В 10-11 классах лучше использовать индивидуальные листы учёта знаний (см. Приложение 4), в которых отмечены все задания, необходимые для выполнения за полугодие. Например, чтобы получить итоговую оценку «5» надо

  1. «прорешать» и проработать 12 вариантов ЕГЭ (часть А, В);
  2. написать три рецензии;
  3. выполнить две контрольные работы;
  4. вслух прочитать слова, правильно употребляя ударение (отработка орфоэпии А1);
  5. отработать пять тем по орфографии (из числа «трудных» для этого ученика), при необходимости со сдачей правила, и три темы по синтаксису;
  6. написать три словарных диктанта (два общих и один личный).

Естественно, всё это необходимо выполнить на четвёрку или пятёрку. Можно пересдавать, но только после того, как будут выполнены все задания. Опыт показывает, что 10% учащихся (это, как правило, будущие медалисты) сразу берутся за работу и к началу декабря уже получают итоговую оценку. Последние уроки отводятся на ликвидацию пробелов. Чаще всего это выполнение тестов с использованием интерактивной доски, так как это не отвлекает учителя (он имеет возможность заниматься с остальными учащимися), либо выполнение типовых тестовых заданий на бумаге.

Листы учёта знаний, во-первых, помогают учащимся распределить время, во-вторых, учителю избежать трудностей при выставлении оценок. Опыт 11-летней работы показал, что листы учёта знаний «снимают» все вопросы по итоговым оценкам и у детей, и у родителей.

Таким образом, для достижения высокого результата на ЕГЭ, на мой взгляд, необходимы, во-первых, крупномодульная наглядность, во-вторых, листы учёта знаний.

Приложение 1

* Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе / Под. ред. А.А. Остапенко. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. – С. 27.
Прохорова Н.Г. Крупномодульная наглядность по русскому языку / Под ред. А.А. Остапенко. 2-е изд. испр. – Краснодар-Закаменск, 2009. – С.32.