Обобщение и систематизация изученного материала по орфографии. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Дидактическая цель урока: учащиеся должны иметь общее понятие об основных орфограммах корня.

Задачи урока.

Развивающие.

1) Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, речь.

2) Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Образовательные.

1) Систематизировать знания об основных орфограммах корня и закрепить способы решения известных орфографических задач.

2) Повторить изученное о составе слова, о предложении.

4) Совершенствовать умение решать орфографические задачи сразу по ходу письма.

Воспитательные.

1) Воспитывать любовь к предмету, к родному языку, трудолюбие, аккуратность.

2) Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

3) Формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый; исследовательский.

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко "К тайнам нашего языка. 2 класс", тетрадь с печатной основой, карточки с заданиями разного уровня сложности, презентация на мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

№ 574. Исправляем ошибки пуделя.

3. Чистописание.

- Какие части слова вам известны? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Отгадайте зашифрованную фразу: ("Пословица научит мудрости")

- Прочитайте слова, составьте из них пословицу и объясните её смысл:

  • ученье, умению, к, путь
  • умел, и, ошибиться, исправиться, умей
  • хорошо, кто, обучать, того, хочет, всё, знать

Проверь себя:

  • Хорошо того обучать, кто хочет всё знать.
  • Умел ошибиться, умей и исправиться.
  • Ученье - путь к умению.

- Запишите по памяти любую из пословиц.

Мотивация и целеполагание.

- Мы с вами многому научились, а теперь проверим наши орфографические умения.

4. Словарная работа.

- Какие три группы слов вам известны? (Слова-названия, слова-указатели, слова-помощники)

- Прочитайте данные словарные слова. К какой группе они относятся?

Аккуратный, жужжит, кефир, рисовать, русский, вермишель, желать, хороший, молоко

- Как мы можем классифицировать эти слова? (По тому, что они называют).

- Запишите под диктовку эти слова в три столбика: н. п., н. пр., н.д.

Н. п. Н. пр. Н.д.
вермишель аккуратный жужжать
кефир русский рисовать
молоко хороший желать

- Какое слово "лишнее" в каждом столбике и почему?

- Какой фразеологизм вам известен со словом жужжать? (Жужжать в уши - надоедливо, настойчиво повторять что-либо; говорить об одном и том же.)

- Об этимологии какого слова вы можете рассказать? (Вермишель - от лат. слова "вермис" - "червь")

5. Работа над темой урока.

Целеполагание.

- Если мы затруднимся в выборе буквы при написании данных слов, то к какому словарю обратимся? (К орфографическому)

- Верно. Но сегодня мы вспомним об орфографических задачах корня, которые можно решить без использования словаря. Давайте назовем орфограммы корня, которые мы изучили. (Орфограммы безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных)

- Что в слове главное? (Главное в слове - его значение)

- Давайте подумаем, зависит ли от значения, как сказать или написать слово? Для этого проведем небольшое исследование.

а) Омографы

- Докажите, что парами записаны разные слова. (Они имеют разное значение).

- От чего зависит их значение? (От места ударения в слове.)

1) Блюдо из теста с начинкой, которое выпекается или жарится - лодки у древних индейцев (пироги)

2) Конфета - цветок (ирис)

3) Сборник карт - ткань (атлас)

4) Люди, которые умеют стрелять - тонкая и узкая вращающаяся на оси пластинка, служащая указателем времени на циферблате часов (стрелки-стрелки)

5) Часть яйца - род грызунов, имеют удлиненное тело с пушистым хвостом (белки)

6) Запор в дверях - здание (или комплекс зданий), сочетающее в себе жилые и оборонительно-фортификационные задачи. В наиболее распространённом значении слова - укреплённое жилище феодала в средневековой Европе (замок) - Запишем последнюю пару слов, подобрав к названиям предметов подходящие по смыслу названия признаков. (Навесной замок - старинный замок)

Проблемная ситуация: Являются ли данные слова однокоренными?

Вывод. От значения часто зависит, как сказать слово.

б) - В какой части слова содержится общее значение всех родственных слов? (В корне)

- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и общее значение).

- Найдите "лишнее" слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Водитель, водичка, водить

Газетный, газ, газовый

Листок, лисичка, лисонька

Горе, горевать, пригорок

- Попробуйте объяснить значения данных слов с помощью однокоренных:

грязнуля кофейник
чистюля маслёнка
силач указка
бегун краска

- Запишите любое слово вместе с проверочным. Отметьте орфограммы.

Вывод. Чтобы узнать букву в корне слова, можно попробовать объяснить его значение с помощью однокоренного: грязнуля - тот, кто грязный.

Физминутка для глаз.

в) Поразмышляем еще над некоторыми словами. Например, какую букву безударного гласного мы можем написать в корне слова зап_вать? (е, и)

- Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному? (У них разное значение. Чтобы грамотно написать слово, нужно знать его значение)

- Вставьте пропущенные буквы. В скобках к каждому слову подберите своё проверочное. (Работа на карточках)

1) Зап:вать в хоре. Зап:вать молоком.
2) Ув:дать издали. Ув:дать без влаги.
3) Прим:рять платье. Прим:рять друзей.

Вывод:

- Понадобился ли вам орфографический словарь, чтобы решить данные задачи?

- Какие способы подбора проверочных слов вам пригодились?

- Какой секрет родственных слов вам известен?

Физкультурная пауза.

6. Закрепление изученного материала.

(Разноуровневые задания на карточках)

1 уровень

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Спиши, отмечая все орфограммы.

Тр__пинка ведёт в лес. Лучи со__нца заиграли на з__лёных п__лянах. Под б__рёзками дрожат солнечные зайчики. От цв__тов пестрит в глазах. Звонко прокр__чала иволга. М__лодой зайчик выб__жал на пыльную д__рогу. На лужайке игриво р__звились л__сята. Х__рошо летом в л__су!

2 уровень.

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Раздели текст на предложения. Спиши, отмечая все орфограммы.

Тр__пинка ведёт в лес лучи со__нца заиграли на з__лёных п__лянах под б__рёзками дрожат солнечные зайчики от цв__тов пестрит в глазах звонко прокр__чала иволга м__лодой зайчик выб__жал на пыльную д__рогу на лужайке игриво р__звились л__сята х__рошо летом в л__су!

3 уровень

Вставь пропущенные буквы. Из слов каждой строки составь предложение. Запиши получившийся текст.

в тр__пинка ведёт лес

со__нца з__лёных п__лянах на заиграли лучи

солнечные б__рёзками под дрожат зайчики

от пестрит цв__тов глазах в

прокр__чала звонко иволга

пыльную м__лодой выб__жал на зайчик д__рогу

на игриво р__звились лужайке л__сята

х__рошо в летом л__су

- Антон выписывал из текста в два столбика слова с орфограммой "Безударная гласная в корне". Выясните, верно ли выписаны слова. Объясните свое мнение.

Проверяемая Непроверяемая
тропинка иволга
на дорогу под берёзками
в лесу пестрит
прокричала резвились
молодой хорошо

7. Подведение итогов урока. - Что вспомнили? - Чему учились?

8. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.

9. Домашнее задание. № 576 (письменно), № 577 (устно).