Закрепление правописания слов с разделительным мягким знаком. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обеспечить закрепление правила правописания слов с разделительным мягким знаком и обогащение активного словаря.
  • Содействовать развитию и коррекции у школьников умения анализировать и действовать по аналогии.
  • Способствовать формированию навыков культурного поведения на уроке.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности.

Оборудование: Учебник “Русский язык” для 3-го класса А. К. Аксеновой, Э. В. Якубовской; рифмовка-правило “Правописание слов с разделительным мягким знаком”; карточки для индивидуальной работы; муляжи овощей; картинки для словарной и самостоятельной работы.

Эскиз оформления доски. Приложение 1

Лесенка слов (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья
Что в них за правило, друзья?

(Слова с разделительным мягким знаком)

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. Начнем урок со словарной работы.

3. Словарная работа

1) Словарный диктант

– Вспомним правила написания словарного диктанта.
– Где созревает урожай? (На огороде)
– Будем собирать урожай. Куда складываем? (В корзину)

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи.

2) Составление предложения

Составить предложение со словами огород, овощи.

(Ученики составляют устно, учитель записывает на доске)

Затем составить на доске и начертить в тетради схему предложения.

(1 ученик на доске)

4. Применение знаний и способов действий

1) Работа с правилом

Почему у Васи колья
Превратились как-то в Колю,
А у Толи вдруг семья
Превратилась в семя?
Просто мальчики забыли
Мягкий знак пустить в слова.

– Вспомним правило правописания слов с разделительным ь.

(Хоровое чтение с доски)

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в словах стою, друзья.
Здесь моя семья, жилье –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

– Мягкий знак разделяет согласный и гласный. Подчеркнем слоги с разделительным ь (В данном случае под слогом подразумевается стечение трех букв: согласная – мягкий знак – гласная).

Колья, крылья, воробьи,
Варенье, стулья, муравьи
С мягким знаком ты пиши.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

2) Игра с мячом “Один-много”

Учитель называет существительное в единственном числе и бросает ученику мяч. Ученик должен поставить это существительное во множественное число.

брат
колос
лист
стул
пруд
друг
перо
полено
крыло
ком

3) Работа с учебником

Стр. 133, упр. 8

– Теперь выполним упражнение, в котором нужно изменит предложение по образцу.

(Образование множественного числа существительного)

– Нашли упражнение. Прочитаем задание. (Измени предложение по образцу, запиши)

Опали листья.
Стояли стулья.
Росли деревья.

(1 ученик записывает по одному предложению на доске, остальные – в тетрадях)

4) Игротека “Лесенка”

  • Домики для пчел. (улей)
  • Снежная буря, метель. (вьюга)
  • К дню рожденья Кате
    Мама сшила … (платье)
  • К муравейнику, смотри,
    Травинку тащат … (муравьи)
  • Зверь смешной в огромной клетке
    С ветки прыгает на ветку.
    Ест бананы, сладости
    К общей детской радости. (обезьяна)

5) Игра “Угадай движение”

Учитель демонстрирует движение, а ученики должны назвать действие и изменить по лицам и числам.

Пить, лить, бить.

5. Физкультминутка

Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

6. Контроль и коррекция знаний и способов действий

Самостоятельная работа

На доске вывешиваются картинки. Учащиеся самостоятельно записывают слова с разделительным ь.

Свинья, обезьяна, колосья, семья, перья, воробьи.

Учитель осуществляет индивидуальный контроль и коррекцию в процессе работы.

7. Информация о домашнем задании

Учащимся раздаются каточки для выполнения домашнего задания. Из данных слов необходимо выписать слова с разделительным ь.

8. Подведение итогов занятия

Положительное оценивание работы класса учителем. Составление ромашки из лепестков.

9. Рефлексия

– Понравилось на уроке?
– Кому отдашь свою улыбку, веселому или грустному?

Индивидуальная работа

  1. Ученики выполняют письменную работу в тетрадях – прописывают заранее подготовленные образцы слов и предложений.
  2. Подбор названия овоща к картинке и запись названия в тетради.