Сложение и вычитание многозначных чисел. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: обобщение и систематизация знаний с элементами исследования и проектной деятельности учащихся.

Технология: проектно-исследовательская.

Цель урока: закреплять умение детей решать задачи с вопросами в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи геометрического характера.

Задачи:

  1. Обучающая: формирование у детей прочных навыков сложения и вычитания многозначных чисел.
  2. Развивающая: развитие логического мышления, познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
  3. Воспитательная: прививать интерес к математике; учить трудолюбию, аккуратности, внимательности и уважению друг к другу.

Межпредметные связи: с литературным чтением, окружающим миром, технологией.

Оборудование: детали корабля с заданиями; интерактивная доска; рисунок готового корабля; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку. Класс делится на три группы.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, на уроках математики мы часто отправляемся с вами в различные путешествия, проводим блицтурниры, викторины, разгадываем математические кроссворды, ребусы.

Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в виде… Чего? – скажете вы мне, разгадав вот эту математическую шифровку. (на экране и у каждой команды задания).

80 мин. 2003 г. 60 ч. 18 в. 48 мес. 800 м2 2 ч. 15 м.
 д  е  л  о  в  а  я

603 кг 2 сут. 400 коп. 800 дм2
 и  г  р  а

– Кто напомнит, как работать с таким заданием?

Дети: Каждому ответу задания соответствует определённая буква, которую нужно написать под этим ответом в таблице.

Учитель: Что же получилось?

Дети: Деловая игра.

Учитель: Да, у нас сегодня деловая игра. Мы узнали с вами многое: познакомились с разными видами задач, научились читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, складывать и вычитать. Впереди нас ждут новые открытия в загадочной и великой стране «Математика». Нас ждут «моря задач», «заливы выражений», «острова математических действий» и много других приключений.

Я предлагаю вам построить необыкновенный корабль для нашего дальнейшего путешествия.

Работают три бригады.

1 команда будет строить корпус корабля.

2 команда – палубу с капитанской рубкой.

3 команда – мачту.

Детали своей части корабля вы будете получать за правильно выполненное задание.

У вас задачи с вопросами в косвенной форме и варианты краткой записи к ним. Только одна краткая запись верна. Вам её нужно найти. Затем решить задачу и ответить на вопрос: «В чём особенность задач, сформулированных в косвенной форме?»

Задание 1.

1 к. Первый отряд прошёл 7 км, что на 1 км больше, чем прошёл второй отряд. Сколько километров прошёл второй отряд?

а) I от. – 7км, что на 1 км >
II от. - ? км

б) I от. – 7км,
II от. -?на 1 км >

2 к. Высота рябины 5 м, что на 4 м меньше высоты берёзы. Какой высоты берёза?

а) Р. – 5 м
Б. -? на 4 м <

б) Р. – 5 м, что на 4 м <
Б. - ? м

3 к. Ширина тесьмы 2 см, это в 2 раза меньше, чем ширина ленты. Чему равна ширина ленты?

а) Т. – 2 см, что в 2 раза <
Л. - ? см

б) Т. – 2 см
Л. - ? см, в 2 раза <

Учитель заслушивает ответы представителей каждой команды. И учащиеся проверяют решение своей задачи с готовым решением, которое высвечивается на экране.

Команды получают 1-е детали своей части корабля.

Сейчас вам нужно решить геометрическую задачу и ответить на вопрос, какие математические формулы вы использовали, чтобы решить задачу?

Задание 2.

1 к. Длина прямоугольника 70 мм, а ширина на 5 см меньше. Чему равен его периметр?

2 к. Длина прямоугольника 4 м, а ширина 3 дм. Чему равен его периметр?

3 к. Сумма длин сторон треугольника с тремя равными сторонами 15 км. Чему равна его сторона?

(Заслушиваются ответы и сверяются с экраном. Каждая команда, решившая правильно задачу, получает 2-ю деталь своей части корабля)

Задание 3.

Найти значение выражения:

1 к. 6 Х 100000 +8 Х 10000 + 7 Х 1000 + 6 Х 100 + 9 Х 6

2 к. 5 Х 100000 +6 Х 10000 + 2 Х 1000 + 5 Х 100 + 8 Х 2

3 к. 7 Х 100000 + 8 Х 10000 + 6 Х 1000 + 3 Х 100 + 9 Х 7

(Заслушиваются ответы детей и сверяются с экраном. Получают следующие детали).

Учитель: Следующее задание – действия с именованными числами.

Задание 4.

Вычислите:

1 к.

85 кг 19 г + 847 кг 654 г
24 км 040 м – 9 км 008 м

2 к.

54 см 3 мм – 28 см 9 мм
1 ч. 26 мин. + 2 ч. 34 мин.

3 к.

39 кг 80 г + 725 кг 123 г
3 ч.15 мин. – 45 мин.

(Проверяются ответы детей. Команды получают детали.)

Учитель: Следующее задание вам предлагается в виде теста. Нужно найти правильный ответ и объяснить свой выбор.

Задание 5.

Выберите правильный ответ.

1 к. 9 т 56 кг – а) 956 кг б) 9056 кг
  5 дм2 а) 50 см2 б) 50000 мм2
  6 ч. 7 мин. – а) 167 мин. б) 367 мин.
       
2 к. 6 т 31 кг – а) 6031 кг б) 631 кг
  280 км 4 м – а) 28004 м б) 280004 м
  6 ч. 3 мин. – а) 63 мин. б) 363 мин.
       
3 к. 401 ц – а) 4 т 1 ц б) 40 т 1 ц
  9 ч. 9 мин. – а) 999 мин б) 549 мин.
  120 км 9 м – а) 120009 м б) 12009 м

 (Заслушиваются ответы команд. Получают 5-е детали ).

III. Практическая часть урока (Сборка корабля).

Учитель: Вы получили-заработали детали от своих частей корабля. На столе у каждой команды лежат каркасы частей из плотной бумаги. Ваша задача – наклеить заработанные детали на эти каркасы.

(Каждая команда собирает свою часть корабля, а затем общая сборка готового корабля на классной доске).

Учитель: Как вы думаете, что не хватает нашему кораблю?

Дети: Флага.

Учитель: Флаг поднимет та команда, которая правильно и быстрее других рассчитает расход материала на изготовление флага к нашему кораблю.

Сколько цветов на нашем Российском флаге?

Дети: Три. Белый, синий, красный.

Учитель: Я даю каждой команде макет одной части флага, т.е. 1/3. Через несколько минут вы мне ответите, сколько материала пойдёт на изготовление всего флага.

(Дети измеряют прямоугольники и находят площадь своих частей, а затем площадь всего флага).

Учитель: Право поднять флаг представляется …..команде.

(Один из членов победившей команды прикрепляет флаг к кораблю).

IV. Итог урока.

Учитель: Давайте дадим нашему кораблю название.

Дети: «УМНИКИ».

Учитель: Наш корабль завтра отправится в дальнейшее путешествие по стране «Математика», и первый остров, который нас ждёт – это остров «Умножение и деление многозначных чисел». (На доске открывается рисунок со сказочным островом).

V. Выставление оценок.