Луг — природное сообщество. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  1. Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
  2. Познакомить с разнообразием животных организмов луга с ролью человека.
  3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания.

1. Игра «жизнь леса» (работа по группам).

Расположить растения и животных на картинках по ярусам.

Подписать все объекты и рассказать об одном из них.

Составить цепь питания.

2. Графический диктант. Игра «Крестики-нолики».

- Запишите знак О, если утверждение правильное, знак Х, если неправильное.

(О – да, Х – нет.)

  1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
  2. Средний ярус – это мхи и лишайники.
  3. Лесная подстилка вредит насекомым леса.
  4. На дереве обитают кроты и землеройки.
  5. Грибы необходимы лесу, т.к. они помогают получать полезные вещества из почвы растениям, также ими лечатся животные.
  6. Лес – это природное сообщество, т.к. животные, растения, микроорганизмы в нём живут сообща.
  7. Бурый медведь – хищник.
  8. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

(Ключ: ОХХХООХХ.)

- Проверьте, оцените себя. Теперь оцените себя в целом за домашнее задание, поставьте оценку себе в дневник.

- Как вы думаете, что важно для лесного сообщества? (Важно, чтобы не нарушался круговорот веществ в лесу, а для этого необходимо природное равновесие.)

III. Актуализация познавательной деятельности.

Читает ученик:

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

И. Суриков.

- Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением?

На доске:

  • Луг – природное сообщество.

IV. Изучение нового материала.

- Работать будем по знакомому нам плану.

  1. Растения луга.
  2. Животные луга.
  3. Луг и человек.

1. Растения луга.

- Представьте, что сейчас лето. Ярко светит солнце. Мы выходим на пёстрый луг. Дует лёгкий, приятный ветерок. Он перемешал ароматы множества цветов. Прислушайтесь и присмотритесь. Здесь вы увидите целый мир.

Читает ученик:

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы лапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

Г. Лагздынь.

- Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер и т.д.)

- Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство – цветы.)

- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Сейчас вы получите иллюстрацию. Найдите данное растение в учебнике, прочитайте о нём в атласе – определителе, найдите на таблице «Луг» (таблица вывешивается на доске).

- Определите, что за растение вы видите на гербариях? Что вы узнали о растениях луга?

2. Животный мир луга. Насекомые.

- Прочитайте второй пункт плана.

Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они не высокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга?

- Каких животных на лугу можно чаще всего увидеть и услышать (картинки животных на доске без названий)?

- Отгадайте загадки:

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка.)

Я – общественное насекомое.
Самочки летают за нектаром.
Делаем вкусный и полезный мёд. (Пчела.)

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

- Может быть, кто-то вспомнил загадки или придумал свою о насекомых?

- Неопознанных насекомых определите по учебнику.

Другие животные.

- О других животных вы узнаете, прочитав отрывок статьи на стр. 186, начиная со звёздочки.

- А теперь проведём небольшой тест по прочитанному.

1. Какой жук закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков?
а) Жук-навозник. б) Жук-могильщик.

2. Издаёт скрипучий крик «дёрг-дёрг»?
а) Коростель. б) Перепел.

3. Эта птица получила название по своему хвосту.
а) Трясогузка. б) Перепел.

4. Какая птица наведывается из леса на луг за добычей?
а) Кукушка. б) Сова. в) Поползень.

Проверка. У вас должен быть такой ответ (на доске): жук-могильщик, коростель, трясогузка, сова.

- Предлагаю вам послушать как поёт свою песню коростель (фонозапись).

- Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы, собирая пыльцу, опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели лугу? (сообща)

- Поэтому как можно назвать луг? (Сообщество.)

- Составьте цепь питания луга.

Краеведение.

- Как обстоят дела у нас в Кемеровской области, расскажет Маша.

Раньше луга занимали большие пространства по долинам рек, на равнинах нашей области. Сейчас большая их часть используется под сельскохозяйственные угодия: поля, пастбища, сенокосы. К сожалению, в настоящее время поля брошены, не обрабатываются, стали зарастать молодыми деревьями.

- Рассмотрите атлас Кемеровской области на стр. 17 и назовите растения и животных, о которых мы не говорили на уроке (по рядам: растения-животные).

3. Луг и человек.

- Прочитайте третий пункт плана.

- Самостоятельно прочитайте статью «Луг и человек».

- Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.

Читает ученик:

Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

V. Закрепление.

Тест по теме «Луг».

Постоянно потряхивает хвостом.
а) Кузнечик. б) Коростель. в) Трясогузка.

2. Многолетнее растении, идущее на корм скоту.
а) Клевер. б) Колокольчик. в) Мышиный горошек.

3. Насекомое, живущее семьями.
а) Голубянка. б) Кузнечик. в) Пчела.

4. Песенка этой птицы похожа на слова «пить-полоть».
а) Перепел. б) Шмель. в) Трясогузка.

5. Это растение обладает кровоостанавливающим свойством.
а) Нивяник. б) Тысячелистник. в) Тимофеевка.

6. Своё присутствие выдаёт песенкой «дёрг-дёрг».
а) Махаон. б) Коростель. в) Сова.

7. Насекомое, отпугивающее птиц своим окрасом.
а) Цветочная муха. б) Жук-навозник. в) Махаон.

8. В народе это растение называют «ромашка».
а) Лисохвост. б) Клевер. в) Нивяник.

9. Это растение размножается горошинами.
а) Тысячелистник. б) Колокольчик. в) Мышиный горошек.

10. Травы-гусеницы-птицы.
Подчеркни: кто или что поддерживает равновесие в природном сообществе «луг».

VI. Итог урока.