Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель:

  • Ввести учащихся в необычный, образный мир поэзии Ф.И.Тютчева.
  • Развивать умения ребят анализировать стихотворения.
  • Показать глубокое чувство природы в творчестве Тютчева, воспитывать в них любовь к природе, патриотизм.

Оформление: Доска: тема урока, эпиграф к уроку.

Оборудование: Компьютер (презентация), магнитофон, распечатанные стихи поэта. (Приложение 1)

Приложение 2

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Я рада вас видеть. Пусть за окном воет ветер и метёт метель – в классе светло и уютно, на душе у вас легко и весело. Вы хорошие и умные ученики. Вы внимательно слушаете и понимаете слова учителя и одноклассников. У вас всё сегодня получится, и оценки у всех будут хорошие.

II. Проверка домашнего задания

– Какое домашнее задание у вас было? (Поработать дома с таблицей и ответить на вопрос “В чём особенности биографии Тютчева?”)
– Какие особенности биографии Тютчева вы выделили?

(– Необычная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.
– Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
– Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
– Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
– Трагическая судьба близких поэта.)

III. Тема урока

Мы познакомились с биографией поэта, но будем помнить о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах. Слайд 1, см. Приложение 1.

Лирика Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную, философскую, гражданскую. Однако эти темы тесно переплетаются в каждом стихотворении.

Л.Н.Толстой высоко ценил поэзию Тютчева, перед его стихами он ставил пометы: Глубина, Красота, Чувство. Преобладающие начала: Глубина – в философской лирике, Красота – в лирике природы, Чувство – сильней всего выражено в стихах о любви.

Тютчев – непревзойдённый мастер пейзажной лирики. (Записать тему урока, эпиграф в тетрадь.) Слайд 2.

– Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься на уроке? Какие задачи будем решать? (Познакомимся со стихами Тютчева о природе, будем их анализировать. Увидим, насколько необычен мир природы у поэта.)

В тютчевских пейзажах мы видим прежде всего природу русскую – интимную и скромную, мягкую и обыденную. Только любовь к русской природе могла вызвать такие строки:

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Образ склонённой ивы, дрожащих листьев, слово “макушка” – всё это насквозь русское. В поэзии Тютчева значительное место занимает мир переходных состояний – для времени года: осень, весна, зима, лето; для суток: сумерки и рассвет. Слайд 3.

У Тютчева есть стихотворение, которое знают наизусть многие поколения русских людей. Это стихотворение было написано Тютчевым, когда он был молодой.

  • Чтение стихотворения “Весенняя гроза” (1828г.). Слайд 4.

– Каким настроением пронизано стихотворение?

– Какие ассоциации вызывает весенний гром? (Гром ассоциируется с резвящимся ребёнком, он играет, грохочет, раскаты молодые раздаются. Геба – богиня юности, дочь Зевса-громовержца, она на весёлых пирах подносила богам кубки с нектаром. Любимый орёл Зевса тоже был не прочь отведать божественного напитка.) Слайд 5.

– Где происходят события? (Где-то в высших сферах развернулось весеннее действо и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, птиц, горных потоков – и восторгом самого поэта “люблю грозу”.)

– Всё стихотворение звучит, как музыка. Поэт использует звукопись для создания грохота, гама, раскатов, грома. Какие звуки помогают нам увидеть грозу, как называется этот приём? (Аллитерация, сочетание согласных – г, р, м, б.)

– Какой ещё приём использует автор для создания образа грома, грозы? (Олицетворение. Гром резвится, играет.)

Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом. Ярко светящее солнце, золотые нити дождя – это воплощение идеала красоты в природе, возвышенная красота мира.

Тютчев по мироощущению пантеист, то есть человек, воспринимающий природу как одушевлённое существо. И в каждой травинке, в каждом листике видит присутствие Бога.

3) Стихи Ф.И.Тютчева очень музыкальны, поэтому они положены на музыку. Композитор Сергей Рахманинов хрустальную мелодию весны передал в романсе. Это один из самых известных романсов на стихи Тютчева “Весенние воды”.

  • Прослушивание записи романса. Слайд 6, 7 8.

Есть в творчестве Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Л.Н.Толстой.

Он отмечал необыкновенную точность поэта в употреблении слов, над значением которых мы даже не задумываемся.

  • Чтение стихотворения “Есть в осени первоначальной…” (1857г.).

– Картину чего нарисовал поэт?

– Для описания борозды Тютчев взял эпитет. Какой? (Праздная.) О чём это нам говорит? (В поле закончены работы, оно отдыхает, набирается сил.) Слайд 9, 10.

5) ® Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” (1849г.).

– Тема этого стихотворения, о чём оно? (Гроза в природе, подготовка к ней всего живого, а потом результат – в сиянье потонула вся смятённая земля.) Слайд 11.

Выберите метафоры стихотворения. (Смотрит солнце, принахмурилась земля, пыль летит, солнце взглянуло исподлобья, земля потонула.) Слайд 12.

Вывод: В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. Слайд 13.

IV. Закрепление

Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире. Чтобы почувствовать это, давайте проведём небольшой творческий эксперимент. Перед вами стихотворение Тютчева “Осенний вечер”, в котором пропущены эпитеты. Ваша задача в течение 5 минут вставить на место пропуска те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять. (Стихи лежат на столах, через 5 минут проверяем работу. Ребята предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая.) Так получилось у вас. А что же у Тютчева? Сравним.

  • Чтение стихотворения “Осенний вечер” (1830г.).

В большинстве случаев предложенные определения носят назывной характер, явления описываются по внешним признакам. Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж.

– Состояние лирического героя проявляется в одном стихе, каком? (Умильная, таинственная прелесть.) Слайд 14.

– В чём заключается таинственность?

– Противоречие между образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает. В стихотворении создан образ осени. Осень – угасает природа, увядает, замирает жизнь – зыбкое нестройное трепетание багряных листьев, это трепетание наблюдаем через сумрак и туманность осеннего вечера. Ветер какой? – порывистый, холодный, почти озноб. Какая картина вырисовывается? Нерадостная. И всё это вызывает у лирического героя умиление, т.е. чувство неизъяснимого тихого восторга и просветления.

“Улыбка увяданья” – это физическое воплощение “стыдливости страданья”. Вот эта-то стыдливость и приводит лирического героя в умиление. Стыдливость предполагает наличие какой-то вины. Виной в данном случае является страдание, то есть то, что не зависит от воли и сознания и потому не может быть поставленным в вину. Это не вина, а беда. И всё же можно испытывать вину и стыдливость от того, что твои страдания обращают на себя внимание других, омрачают жизнь окружающих, взвывают о помощи, требуют сопереживания и заботы, в конечном итоге – обременяют, беспокоят других. Но на такую стыдливость способны лишь очень тонкие и возвышенные души, соприкосновение с которыми не может не вызывать восторга и восхищения – умиления.

– Теперь обратимся к тютчевским определениям: багряный, лёгкий, холодный, разумный. Они обычные, назывные. А в чём особенность эпитетов: зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий? (В обычной речи эти слова употребляются для определения состояния человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. И этот приём называется олицетворение. Но у Тютчева – это не художественный приём, а философское убеждение, точное наименование, называние вещей своими именами.)

Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Отсюда и природа у Тютчева – Живое, одухотворённое существо, и, пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека, находя в ней аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. Слайд 15.

V этап

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что, на ваш взгляд, удалось, а что – не удалось? (Сегодня на уроке я научился…
Мне показалось важным…
Урок заставил задуматься…
Урок навёл на размышления...
Урок показался интересным…)

VI. Оценки за урок

VII. Домашнее задание

Стр. 163–164 (новый учебник); написать небольшое эссе, как вы понимаете стихотворные строки Тютчева, взятые эпиграфом к уроку.