"Родина моя – Русь изначальная". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Закрепить у учащихся образное представление о славянах и первых русских князьях.
  2. Воспитывать интерес к истории.
  3. Развивать логическое мышление младших школьников, речь, любознательность.

Оформление класса:

  • карты: славянских племён и Киевской Руси в 9-12 веках, лента времени;
  • картины русской природы, на основной доске нарисован дуб, а под ним сказатель с гуслями, за дубом река с парусниками и птицы летят;
  • на доске плакат со словами:

Ход урока

Выходит ученик и читает стихотворение Ивана Никитина «РУСЬ».

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!...

И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Учитель. Русь – великая, Русь – могучая, Русь – царица-мать, Русь – красавица.

И все эти слова о нашей Родине.

Кто она такая – великая Русь? Сколько ей лет? Как жила она прежде, обувалась – одевалась, бедовала, радовалась и пела?

Что обозначает само загадочное слово Русь? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Учёные высказывали много соображений, что оно обозначает; и кто из ученых прав, а кто – нет, мы не знаем. Я считаю, что у слова Русь не одно значение, а много, как много притоков у великой реки.

Что же обозначает это слово?

Ученик. Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды. Русью светлое место зовут. Где солнышко. Всё светлое так зовут. Русь – страна света

Учитель. Как же назывался народ, живущий в древности на нашей территории?

Ученики. Славяне.

Учитель. Где в древности расселялись славяне?

Ученик (отрывок из «Повести временных лет»).

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и по Суле и прозвались северянами. И так разошёлся славянский народ. (Ученик показывает на карте положение славянских племён.)

Ученик.

О светло светлая
красно украшеная
земля русская!
Многими красотами дивишь ты;
озёрами многими,
дивишь ты реками
и источниками местночтимыми,
горами крутыми,
холмами высокими
дубравами частыми,
полями дивными…

И располагалась эта страна между реками Дунаем и Вяткой, между Чёрным и Белым морями. И была она населена руссами, или русскими. То есть людьми, живущими у воды. Наши предки были хлеборобами и городельцами: распахали и засеяли землю, построили сёла и города.

Учитель. Какими же были наши предки?

Ученик. Славяне были красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне.

Учитель. Какие первые города были построены на Руси?

Ученики. Новгород, Ладога, Киев.

Учитель. А теперь давайте поговорим о Киеве. Когда же был основан этот город?

Ученики. На рубеже 8 и 9 веков.

Учитель. Вспомните, что вы знаете из былин о Древнем Киеве.

Ученик. Киев один из древнейших русских городов. В 9 – 12 веке столица Древнерусского государства Киевской Руси. Над рекой Днепром-Славутичем, на крутых горах жили-были три брата: Кий, Щек Хорив. И была у них сестра Лыбедь-Лебёдушка. Жили они дружно и непраздно. Вставали рано и ложились рано – весь день работали: ставили избы и терема, пахали землю и сенокосничали. А Лыбедь-Лебёдушка пряла и ткала и плела кружева бело-розовые, как вишнёвый сад. Самым заметным в семье был старший брат – Кий, князь смелый и разумный, Любил он не воевать, а строить. Где злодей пройдёт, там земля горит. А где Кий пройдёт, там город стоит.

Построили братья на кручах днепровских город и нарекли его Киевом в – честь старшего брата Кия-строителя. Хорошее место выбрали для города – на путях-дорогах, при глубокой реке, среди частых дубрав и тучных земель, где хлеба встают золотой стеной и не всякий ветер их раскачает. Город Киев стал корнем Русской земли, её оплотом и гордостью.

Учитель. Древние славяне не только строили, но и много воевали с заморскими странами. Древляне и поляне, кривичи и северяне не могли ладить друг с другом и вели междуусобные войны. Вот тогда то и решили новгородцы поискать себе князя, который бы владел ими и судил все дела справедливо.

Куда же они послали своих послов? Кто стал первым князем?

Ученик. До нас дошла легенда о том, что новгородцы, видя междуусобицы между родами, решили призвать себе князя из варваров, чтобы он правил «по праву» по закону. Чудь, словене и кривичи отправили послов за море к варягам, которые называли себя «Русь». Послы произнесли знаменитую фразу: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Пойдите княжить и владеть нами».

Ученик.

Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
Придите, господа!
Мы вам отсыплем злата
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет.»

Ученик. Первые князья сели править в славянских городах. Рюрик – в Новгороде, Синиус – в городе Белоозеро, Трувор – в Изборске. Князья должны были не только «суды судить, но и ряды рядить». Они были обязаны защищать свои земли, в том числе и от незваных варягов – викингов. Рюрик, согласно летописи, пережил своих братьев. Он принял их власть и расширил свои владения. Но это достоверно неизвестно.

Ученик.

И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят – страна богата,
Порядка ж вовсе нет.

Ученик. Рюрик правил недолго и умер в Новгороде. Он объявил наследником своего родственника Олега, которому поручил малолетнего сына – Игоря. В 882 году Олег вместе с малолетним Игорем отправился на юг, по пути «из варяг в греки». Он хитростью сумел посадить на княжение в Киеве Игоря. Олег сказал о Киеве «Это будет мать русских городов».

Учитель. Кто такой князь? Что он делает?

Учитель. После смерти Олега начал княжить на Руси Игорь. Он обложил древлян ещё большей данью. Осенью он совершил несколько походов к древлянам и они его убили. Это о нём сказано в старинной русской пословице «Если повадится волк к овцам, то уничтожит всё стадо, пока его не убьют». У Игоря была красивая жена Ольга. О ней расскажет…(ученик рассказывает)

Ученик. Ольга хитростью отомстила древлянам за смерть мужа. Одних она велела закопать живьём, других сожгла. Ольга взяла с древлян малую дань – по 3 голубя и по 3 воробья от каждого двора. К ножкам птиц она велела привязать горящий прут. Птицы вернулись каждая под свою крышу, город загорелся. Победительница наложила на древлян тяжёлую дань.

Учитель. В 955 году пошла Ольга в Грецию в Царьград. Там приняла христианскую веру и стала первой русской правительницей-христианкой. После смерти Игоря его сын Святослав стал великим князем, а Ольга его наставницей. Святослав воспитывался в строгости и в уважении воинских обязанностей. Ещё мальчиком, когда ему было 4 года, проявил свою смелость и умение владеть оружием.

Ученик. Киевскому князю Святославу было 4 года, когда мать, княгиня Ольга, взяла его с собой в военный поход. Она надела на его голову вязаный подшлемник, потом стальной шлем, посадила на боевого коня, подала лёгкое копьё – сулицу и приказала не бояться. Святослав должен был дать сигнал для начала военных действий. Мальчик сжал губы, сузил васильковые глаза, качнул поводьями. Конь вынес его впереди войска и остановился. Очень старательно, как делают все послушные дети, мальчик отвёл руку с копьём, откачнувшись назад и, что было сил, метнул копьё. Оно не долетело до врага, и всё-таки мальчик поразил недругов своим бесстрашием. После победы старые воины говорили Святославу «Ты хорошо начал битву. Вот и победа».

Так и вырос Святослав, и возмужал, и начал собирать около себя много храбрых воинов: ходил легко, как барс и только и делал, что воевал.

Ученик. О Святославе летописец написал: «В походах не возил с собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, жарил её на углях. Не имел он шатра, но спал, постелив потник и подложив седло в головах. Таковы были и другие его воины». Перед походом он посылал послов к противнику и просил передать краткое предупреждение: иду на вы!

Учитель. Какие черты князя Святослава вас привлекают? Чем?

- Нарисуйте ленту времени.
- Распределите первых русских князей на ленте времени.

Учитель. После смерти Святослава русскую землю разделили его сыновья. И не было между ними согласия. Сыновья воевали друг с другом и уничтожали друг друга.

Какое оружие использовалось в это время?

Ученик. В то время использовались копья. Копьё состояло из стального наконечника и деревянного древка. Древко выстругивалось из самых упругих и твёрдых пород дерева, но оно часто ломалось. У копья были разные наконечники. Самым опасный – четырёхгранный – пробивал броню и назывался бронебойным.

Использовались лук и стрелы. Старинный лук делали из особого упругого, ровного без сучка, без задоринки дерева. Лук бывал или простой – из целого куска дерева. Или сложный – клееный из разнообразных пластилин дерева, более тугой. Тетиву надевали на лук перед боем, а после боя снимали, чтобы тело лука не потеряло упругости. В Древней Руси были и луки особой силы – самострелы, или арбалеты. Стрела – это маленькое копьё. Она состояла из древка, оперенного орлиными, гусиными или лебяжьими перьями, окрашенными в красный цвет, чтобы легче найти её. На другом конце стрелы – стальной наконечник, который затачивался перед боем. Натянуть лук или арбалет было под силу далеко не каждому.

Учитель. Новгородский князь Владимир – сын Святослава в 980 году захватил Киев у своего брата и стал великим князем. От природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный. Князь Владимир продолжал воевать, совершил много походов, много зла сотворил, а потом стал добрейшим государем и первым благодетелем народа. Владимира боялись многие народы, даже греки.

Ученик.

Когда ж вступил Владимир
На свой отцовский трон,
Языческие боги
Издали зычный стон.
Он вдруг сказал народу:
«Ведь наши боги дрянь,
Пойдём креститься в воду!»
И сделал нам Иордань.

Учитель. Владимир хотел замолить грехи свои и к концу жизни стал набожным. Он даже соорудил нового идола с посеребрённой головой, но этого ему было мало. Он начал понимать, как и его бабушка Ольга, что такие боги истуканы не могут быть истинными. Он разослал своих послов в разные земли, чтобы выбрать веру. Владимир выбирает греческую веру. Но гордому князю, привыкшему повелевать, казалось унизительно просить крещения у греков, прежних врагов. Поэтому умный Владимир просит у греческих императоров руку сестры их царевны Анны.

В 988 году Владимир приехал в Киев и сам провёл крещение киевлян. Он велел собраться всем людям на берегу Днепра и окунуться в его воды.

Проникновение христианства на Руси способствовало развитию грамотности и созданию азбуки.

Ученик. Славянские земли были крещены, а святые книги по-прежнему написаны на греческом и на латинском языках. Славяне просили прислать учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и их смысле. Были посланы искусные философы, знающие славянский язык – это Мефодий и Кирилл. В 862 году Кирилл и Мефодий разработали первую славянскую азбуку (кириллицу) Она имела 43 буквы: 25 были заимствованы из греческого алфавита, а 18 построены самостоятельно для передачи звуков славянской речи. Братья собрали хороших скорописцев и перевели на славянский язык Апостол, Евангелие и Псалтырь и другие книги за 6 месяцев.

Учитель. Грамотность распространялась вглубь Руси. Князья приказывали найболее способных детей знатных людей отдавать в обучение. И первые школы создавались при храмах. Много для развития грамотности и учения сделал великий князь Ярослав. Он объединил все свои княжества под властью Киева.

В княжение Ярослава наше отечество развивалось и росло. Ярослав был князь умный, храбрый, богобоязненный, справедливый, который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье народа.

Ученик. Благочестивый и мудрый князь Руси Ярослав, сын Владимира любил учение, он приказал строить школы, где учили детей читать и писать. Он любил книги, читая их часто и ночью и днём. Собирал князь многих писцов, которые переводили книги с греческого языка на славянский.

Князь считал, что книги приносят пользу человеку, и он обретает мудрость и воздержание. Книги он считал источниками мудрости, которые утешат нас в печали и развеселят. Ярослав засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимаем книжное. Велика мудрость книг. Если прилежно поискать в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей.

Ученик.

Оно, пожалуй, с этим
Порядок бы и был;
Но из любви он к детям
Всю землю разделил.
Плоха была услуга,
А дети, видя то,
Давай тузить друг друга:
Кто как и чем во что!

(А.К.Толстой)

Учитель. После Ярослава Русь снова была разделена на 5 частей. И отечество наше опять страдало от беспрестанных ссор князей своих. То в одной области люди гибли от войны за какую-нибудь небольшую обиду сделанную государю его братом, то в другой – от набега соседних народов, которые умели пользоваться слабостью несогласных жителей. Полоса княжеских междоусобиц, наступившая после смерти Ярослава Мудрого, продолжалась сто с лишним лет и привела к ослаблению Киевской Руси.

Учитель. Назовите причины ослабления Руси:

- княжеские междоусобицы;
- ведение натурального хозяйства;
- обособление отдельных княжеств.

Учитель. И только, когда на престол сел Владимир Мономах стало приходить на Русь согласие. А как вы думаете, почему его звали Мономахом?

Ученик. Владимир Всеволодович был прозван Мономахом, потому что был сыном византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха.

Ученик. Владимир Мономах во всяком возрасте заслуживал любовь окружающих. Самый добрый государь, самый сострадательный благодетель бедных, самый знаменитый победитель врагов отечества. Всю жизнь он ратовал за единство Руси и согласие князей. Владимир Мономах был великим князем и общим любимцем всех русских. Он победил и покорил печенегов, которые больше не беспокоили Русь. Владимир Мономах старался улучшить законы, строил церкви и закладывал новые города.

Учитель. Чтобы мы представили, каким был Мономах, давайте послушаем его «духовное завещание детям своим».

Ученик. Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого давал своим детям наставления:

  • В доме своём не ленись, за всем наблюдай и следи за порядком.
  • На войне не ленись, не надейся на воевод, ночью расставив охрану, ложись спать, а вставай пораньше. Оружие не снимай не оглядевшись.
  • Лжи и пьянства остерегайся, от них может погибнуть душа и тело.
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
  • Гостей чтите, угостите их пищей и питьём: ибо они прославят вас по всем землям или добрым или злым человеком.
  • Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи.

Учитель. Как вы думаете, есть ли в нём такие мысли, которые устарели?

Ученик. Поучение Владимира Мономаха, дойдя до нас через много веков, осталось понятным и достоверным. И мы сегодняшние дети должны выполнять эти поучения, если хотим быть культурными людьми.

Учитель. Из этой духовной мы можем увидеть и душу Владимира Мономаха и образ жизни того времени. Государи были очень усердны к богу, они любили славиться храбростью, а жили очень просто и часто сами смотрели за порядком в церкви, во дворце и даже в конюшнях своих.

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами поговорили о том, откуда произошла наша Родина. Кто были наши предки. А, скажите, какой вы знаете исторический источник о жизни Киевской Руси?

Ученики. Это «Слово о полку Игореве». В трудное для Руси время была сложена поэма. Приближалось ордынское нашествие. Когда наша Родина изнывала под татаро-монгольским игом, вдруг кто-то вспоминал слова из поэмы:

«О дружина моя и братия!
Лучше ведь убитым быть,
чем пленённым быть;
сядем же, братия,
на борзых коней
да посмотрим хоть
на синий Дон.»

И поднимался народ на борьбу великую.

Учитель. Ребята, вот мы с вами и сказали своё слово о Русской земле, стране родников-живунов, рек широких, и источников местночтимых. Природа той Руси была богаче нынешней. Значит, нам надо беречь природу и помнить историю нашей великой Родины.

Презентация

Литература:

  1. Учебное пособие А.А.Данилов, Л.Г. Косулин. История России /конец 11в-13век/.
  2. Карамзин Н.М. История Российская.
  3. Повесть временных лет. Ипатьевский список.
  4. Крещение Руси БСЭ. Москва, 1973г.
  5. С.Романовский. «Родина».
  6. Интернет-ресурсы.