Общественный смотр знаний по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

Разделы: Химия


Основные задачи:

  1. Проверить качество усвоения учащимися таких химических понятий, как степень окислении, оксиды, основания, кислоты, соли, бинарные соединения, индикаторы, молекулярная и молярная массы, количество вещества; умения применить свои знания, определить заряды ионов в предложенных веществах, решать расчетные задачи по химическим формулам, составлять генетические ряды для солей, выявить типичные ошибки и предусмотреть меры по устранению обнаруженных пробелов.
  2. Продолжить формирование у учащихся мировоззренческих идей материальности и познаваемости окружающего мира; уметь работать в коллективе, развивая чувство товарищества, требовательности к себе и к своим одноклассникам.
  3. Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, планировать ответ, готовить краткое сообщение по заданной теме; развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении, обеспечить эмоциональное развитие учащихся (занимательность, яркие примеры, иллюстрации, кроссворды и др. эмоциональные ситуации).

Оборудование:

  1. Переносные доски
  2. Тематические газеты
  3. Дидактический материал
  4. Материал дидактических игр
  5. Карточки с химическими формулами
  6. Зачетные листы команд
  7. Набор лекарственных препаратов (борная кислота, гидрокарбонат натрия, гидроксид кальция, иодид калия, иодид натрия, оксид цинка, перманганат калия, сульфат бария, хлорид кальция, хлорид натрия)
  8. Призы для победителей (блокноты)
  9. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
  10. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде

Методика организации общественного смотра знаний предусматривает проведение своеобразного отчета учащихся о своих знаниях перед одноклассниками, родителями, учителями.

Ход мероприятия

I этап смотра – подготовительный

Определив тему смотра, создаю комиссию (жюри) из числа учащихся, проявляющих интерес к химии и знающих этот предмет; родителей, профессии которых связаны с химией; учителей химии.

Состав жюри:

  • Бильдина М.В. – пенсионер, бывший учитель химии и завуч школы №3
  • Орлова Л.К. – фармацевт, зам. зав. Аптеки
  • Ученицы 10 “A” класса – Колдырина Е., Гольцова Т.

С членами жюри провожу консультации, объясняю характер их обязанностей на смотре знаний, обсуждаю содержание вопросов и заданий, критерии оценки знаний и умений.

За две недели до смотра ученики получают вопросы для подготовки к смотру. Провожу две консультации для учащихся.

Т.к. вторая часть смотра будет проводиться в форме соревнований, то класс делю на четыре команды на основании личных симпатий и привязанностей учащихся. Провожу жеребьевку названий команд: “Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”, “Соли”.

В задачи каждой команды входит:

  1. Коллективная подготовка к смотру
  2. Выпуск тематической газеты (название газеты соответствует названию команды)
  3. Изготовление эмблем с названием команды и порядковым номером

II этап смотра – проведение

1. Вступительное слово учителя (цель смотра, представление членов жюри, порядок проведения смотра)

2. I часть смотра – “строгий час”

а) Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какие классы неорганических веществ вы знаете?
  • Какие вещества называются оксидами? Примеры.
  • Какие две группы оксидов вы знаете? Примеры.
  • Как называются вещества, состоящие из двух химических элементов?

б) Фронтальная письменная работа (по вариантам)

Задание записано на переносной доске:

Выписать формулы бинарных соединение. Определить степень окисления элементов. Подчеркнуть оксиды металлов одной чертой, а оксиды неметаллов – двумя.

Каждый ученик получает табличку с дидактическими материалами матричного характера.

Варианты
№ п/п I II III IV V VI VII
1 K2O Sr(OH)2 CaSO4 Cl2O7 CaCl2 Na3PO4 Ca(OH)2
2 Na2SO4 H2CO3 Na2O Mg(OH)2 SiCl4 Ba(OH)2 K2CO3
3 Cu2O CaO Al(NO3)3 H2SO3 P2O5 K2SiO3 Na2SO3
4 HCl K2SO3 H3N SO3 Cu(NO3)2 H3PO4 HCl
5 MgCl2 Fe2O3 K3PO4 Na2S MgCO3 SiO2 AlCl3
6 Ca(OH)2 NaCl N2O5 KOH CO2 K2SO4 Fe(OH)3
7 CuS H2S CO Na2SiO3 HNO3 MgO H2O
8 Fe2O3 NaOH H2SO4 CuO Fe(OH)2 Al2O3 BaO
9 K2CO3 CaSiO3 Cu(OH)2 H3PO4 H2SO4 H2CO3 H2SiO3
10 H3PO4 SO2 Na2CO3 SCl2 FeO H3N ZnO

Эту таблицу учащиеся используют для следующих письменных работ.

в) Разминка (фронтальная работа с карточками химических формул кислот, оснований, солей; названия веществ и чтение формул)

г) Фронтальная письменная работа (по вариантам)

Задание записано на переносной доске:

Вычислить отдельно формулы кислот, оснований, солей; дать им названия. Для веществ, формулы которых подчеркнуты, записать заряды ионов. Дополнительное задание для “сильных” учащихся: для соли записать генетический ряд

д) Фронтальная беседа:

  • Что можно сказать о веществе, зная его химическую формулу? Например, H2SO4
  • Как можно распознать кислоты?

е) Рассказ ученика об открытии индикаторов: “Роберт Бойль и его опыты с кислотами”

По формуле мы можем производить различные расчеты

ж) Фронтальная письменная работа (по вариантам)

Задание записано на переносной доске:

Вычислить молекулярную массу, молярную массу и массу 0.5 моль вещества, стоящего под номером 9

3. II часть смотра – соревнования четырех команд

а) Каждая команда выпустила тематическую газету. Свою газету представляет команда “Оксиды”

б) Блицтурнир

Каждой команде дают лист с заданием, который они потом с ответом сдают в жюри.

Порядок проведения: учитель два раза зачитывает формулировку вопроса и свистком обозначает начало отсчета времени. Команды должны обсудить ответ, записать его и по второму свистку (можно досрочно) положить его на стол жюри. Далее следует второй вопрос и т.д. За время обсуждения жюри оценивает правильность ответов и записывает на доске заработанное каждой командой число баллов.

1 задание

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого-химика.

Формулы Классы неорганических соединений
Оксиды Кислоты Основания Соли
K2O М А Ш А
H2CO3 П Е Т Р
P2O5 Н И М А
CuSO4 П О С Д
Ca(OH)2 Л И Е С
Fe(NO3)3 А Н У Л
SO2 Е Л З А
H3PO4 Н Е Л С
Na3PO4 Ч У М В
Ответ  

2 задание

Выявите в каждом ряду правило, в соответствии с которым заполните формулами разных неорганических веществ, и, в соответствии с правилом, заполните пустые клетки подходящими формулами.

3 задание

Укажите в каждом из нижеприведенных рядов одну кислоту, которая не соответствует признакам, объединяющих их в ряд

  1. Двухосновная кислота среди одноосновных: HF, HCl, HBr, H2S
  2. Неустойчивая кислота среди устойчивых: HNO3, H2CO3, H2SO4, HCl
  3. Нерастворимая кислота среди растворимых: H2SO4, H2SO3, H2SiO3, H3PO4

4 задание

Игра в “Крестики и нолики”. Выигрышный путь составляют растворимые в воде основания.

Cu(OH)2 NaOH NaCl
H2SO4 Ba(OH)2 Mg(OH)2
KCl KOH Fe(OH)2

Жюри подводит итоги блицтурнира

в) Команда “Основания” представляет свою тематическую газету

Кроссворд. Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезды, на которой присутствует химический элемент водород

  1. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
  2. Самое распространенное вещество на Земле
  3. Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого химического элемента
  4. Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду
  5. Металл, входящий в состав мела, мрамора и известняка
  6. Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощи химической промышленности страны

г) Конкурс “Отгадай вещество”

Проводим жеребьевку последовательности участия команд в конкурсе

  • Первая команда загадывает вещество
  • Вторая команда с помощью вопросов определяет, какое вещество загадано
  • Первая команда дает односложные ответы

д) Член жюри, фармацевт Орлова Л.К., рассказывает о применении некоторых органических веществ в медицине (демонстрация лекарственных препаратов)

В заключение жюри подводит итоги соревнования, определяет лучшую команду, награждает ее, сообщая оценки за письменные работы. Отмечает лучшие работы учащихся.