Состояние электронов в атоме. 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


В данной статье рассмотрен пример урока – презентации. Возможности презентации (см. Приложение) использованы для формирования основных понятий, необходимых для понимания школьником микромира, в частности состояния электронов в атоме. При этом процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным.

Презентация позволяет представить достаточно сложный материал как систему ярких образов, которые наполнены исчерпывающей структурированной информацией. К тому же учащиеся имеют возможность рассмотреть данный вопрос не только с химической точки зрения, но и исторической и географической. Использование информационно-компьютерных технологий позволило улучшить качество излагаемого материала, эффективно использовать время урока, повысить качество усвоения материала.

В процессе лекции учащиеся знакомятся с основными понятиями квантовой химии, определяющими распределение электронов в атоме:

  • Корпускулярно-волновой дуализм электрона;
  • Принцип неопределённости Гейзенберга;
  • Уравнение Шредингера;
  • Квантовые числа и их физический смысл;
  • Принцип наименьшей энергии;
  • Принцип Паули;
  • Правило Хунда,

что соответствует профильному уровню программы среднего (полного) общего образования по химии.

Материал к презентации.

Приложение. Слайд 1

Атом с более чем одним электроном представляет собой сложную систему взаимодействующих друг с другом электронов, движущихся в поле ядра.

Электрон является элементарной частицей, поведение которой подчиняется законам квантовой механики.

Слайд 2

В основе квантовой механики лежит постулат о корпускулярно-волновом дуализме, выдвинутый в 1924 году французским физиком Луи де Бройлем: «Электрон обладает двойственными корпускулярно-волновыми свойствами (как свет), то есть проявляет одновременно свойства частицы и волны».

Слайд 3

Утверждение Луи де Бройля было экспериментально доказано в 1927 году американскими учеными К. Д. Дэвиссоном и Л. Х. Джермером. Они наблюдали дифракцию электронов при отражении от монокристаллов.

Слайд 4

Вернер Карл Гейзенберг в том же году, что и Луи де Бройль сформулировал принцип неопределенности: «Невозможно в один и тот же момент времени точно определить местонахождение электрона в пространстве и его скорость».

Слайд 5, 6, 7

Основное уравнение квантовой механики - уравнение Шредингера - определяет только вероятности, т.е. потенциальные возможности обнаружения частиц в том или ином участке пространства.

Слайд 8

В данной таблице представлены физический смысл и значения квантовых чисел.

Для лучшего понимания физического смысла предложены иллюстрации в приложении, на слайдах 9, 10, 11, 12.

Слайды 13, 14, 15, 16

Заполнение электронами атомных орбиталей осуществляется согласно принципу наименьшей энергии, принципу Паули и правилу Хунда.

Слайды 13, 14

Принцип наименьшей энергии отражает общее правило – максимуму устойчивости системы соответствует минимум ее энергии.

Слайд 15

Принцип Паули запрещает в многоэлектронном атоме находиться электронам с одинаковым набором квантовых чисел. Это означает, что два любых электрона в атоме (или молекуле, или ионе) должны отличаться друг от друга значением хотя бы одного квантового числа, то есть на одной орбитали может быть не более двух электронов с различными спинами (спаренных электронов).

Слайд 16

В соответствии с правилом Хунда наименьшей энергией обладает электронная конфигурация с максимальным спином. Это означает, что, если на p-орбитали три электрона, то они располагаются так: , и их суммарный спин S = 3/2, а не так: , S = 1/2.

Слайд 17

Итак, четыре квантовых числа описывают состояние электрона в атоме и характеризуют энергию электрона, его спин, форму электронного облака и его ориентацию в пространстве. При переходе атома из одного состояния в другое происходит перестройка электронного облака, то есть изменяются значения квантовых чисел, что сопровождается поглощением или испусканием атомом квантов энергии.