Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи в средней группе

Разделы: Логопедия


Тема «Звук И»

Цель:

  1. Уточнение артикуляции звука И, чёткое произнесение звука изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  2. Формирование умения выделять начальный гласный звук из слова.
  3. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  4. Закрепление символов гласных звуков.
  5. Развитие слухового внимания и памяти.
  6. Употребление существительных единственного числа в дательном падеже.
  7. Расширение и активизация словаря.
  8. Воспитание доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: персонажи кукольного театра – дед, внучка, собака; избушка, предметные картинки (изюм, ириска, Ирбис, икра), символы гласных звуков, панно.

Ход

I. Организационный момент.

Логопед показывает символы звуков А, У, О. Дети их называют.

II. Изучение новой темы.

1. Артикуляция звука.

Сказка о весёлом Язычке.

Проснулся Язычок утром в хорошем настроении и решил спеть чудесную песенку. Язычок опустил хвостик вниз, боковые края прижал к зубкам, приоткрыл ротик и стал весело напевать «И-И-И».

2. Произнесение звука детьми. Знакомство с символом.

- Как пел Язычок?

Дети отвечают хором и индивидуально.

3. Выделение звука на слух.

Игра-упражнение «Внимательные ушки».

- Язычок стал придумывать разные песенки. Услышав песенку «И-И-И», покажите символ звука.

И-А-И-О-И-У-И-И…

4. Произнесение звука в слогах.

Игровое упражнение «Звонкие песенки Язычка».

ИА ИМ ИАУ…

Физкультминутка

Язычку очень понравилась эта песенка, и он решил научить петь её своих соседей. Быстро собрался Язычок, сел на «лошадку» и поехал.

(Дети прыгают на двух ногах и щёлкают язычком).

5. Автоматизация звука в словах.

Игра «Соседи».

- Подъехал к дому язычок и постучался. В избе жил старый дед Иван. Была у него маленькая внучка Инна. Дом охранял сердитый пес Илька. Когда он лежал возле будки и грелся на солнышке, к нему, весело болтая, подходил индюк. Около избы росла высокая ива. Вечером все дружно играли в интересные игры. Язычок пропел им свою замечательную песенку, но соседи ответили, что в их доме уже давно она живёт. Язычок очень удивился.

- Давайте поможем Язычку найти слова, в которых живет эта песенка.

(Иван, Инна, Илька, индюк, изба, иголка, ива…).

6. Пальчиковая гимнастика.

Индюк из города идет,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Игрушка расписная.

(Выполнять движения в соответствии с текстом).

7. Составление предложений.

Игра «Угости соседей»

- Язычок пришёл к соседям с гостинцами (На панно выставлены предметные картинки).

Давайте угостим их.

- Я дам Ильке изюм. (Собаке Ильке дам изюм). И т.д.

III. Итог.

- Спасибо Язычку за то, что научил нас петь песенку «И», и познакомил со своими замечательными соседями, которые тоже любят эту песенку.

Дети прощаются с героями.


Тема «Звук П»

Цель:

  1. Уточнение артикуляции звука П.
  2. Закрепление правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях.
  3. Формирование слоговой структуры слова.
  4. Расширение и активизация словаря.
  5. Обучение построению простого предложения.
  6. Употребление простых предлогов.
  7. Развитие фонематического слуха и внимания.
  8. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  9. Воспитание активности, любознательности.

Оборудование: индивидуальные зеркала; игрушки: поросенок, пальма, пазлы, попугай, Полкан, палатка, поезд, мышь, улитка, ослик; цветовой сигнал

Ход

I. Организационный момент.

Логопед произносит парами слова паронимы. Ребенок повторяет.
- Точка-дочка, бочка-почка, бинт-винт…

 

II. Изучение новой темы.

1. Загадка:

На поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)

- Сегодня мы познакомимся со звуком П.

2. Произнесение звука детьми перед зеркалами.

- Как мчится поезд? (П-п-п).

Хоровое и индивидуальное произнесение звука.

3. Знакомство с цветовым сигналом (согласный, твердый, глухой).

- Звук П носит синий костюмчик без колокольчика, поэтому будем обозначать его синим квадратом.

4. Выделение звука из ряда звуков.

Игра «Повтори песенку».

П – м – п – к – п – п – м – п

5. Произнесение слоговых рядов.

Игра «Скажи как я».                               

По – по пу – пу па – па

по – па пу – па по – пу

па – пу па – по пу – по

Физкультминутка

По прямой дорожке,
По прямой дорожке

(наклоны туловища вправо-влево)

Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.

(ходьба на месте)

По пням, по полям,
По полу, по полу,

(руки на поясе, прыжки)

В ямку – бух!

(присесть)

6. Автоматизация звука в словах.

Игра «Доскажи словечко».

Отдавили зайке лапу,
Не послушал зайка … папу.

По ночам сове не спится,
Ведь сова – ночная … птица.

Два брюшка, четыре ушка,
А зовут меня … подушка.

В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
Шоколадный торт «Причуда»
Очень любит тётя Люда.
Три баранки, пять колец
Завернул им… продавец.

7. Автоматизация звука предложениях.

* Игра «Мы едем, едем, едем».

Создание игровой ситуации. Перед детьми разные игрушки. Логопед объясняет, что на поезде поедут только те игрушки, в названии которых есть звук П.

- На поезде поедет Полкан. И т.д.

* Игра «Повтори чистоговорку».

Па-па-па па-па-па – поезд мчит нас на поля.

По-по-по по-по-по – Полкан едет далеко.

Пу-пу-пу пу-пу-пу – попугай везёт крупу.

Пы-пы-пы пы-пы-пы – пальмы из окна видны.

* Игра «Спрячем погремушку».

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

Поля Павлу погремушку
Положила на подушку.

Поля Павлу погремушку
Положила за подушку.

III. Итог.

- Вечером цветными карандашами вы можете нарисовать любую картинку, в названии которой есть звук … П. Оля, что ты нарисуешь? А Дима? И т.д.