Рабочее движение в России в последней четверти XIX века

Разделы: История и обществознание


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • выяснить причины возникновения рабочего движения в России в кон. 19 в.;
  • охарактеризовать первые рабочие организации;
  • познакомить учащихся с возникновением марксизма в России;
  • проследить причины появления оппортунистической мысли в России

Основные понятия урока:

  • марксизм;
  • социал-демократия;
  • оппортунизм
  • стачка
  • забастовка

Оборудование урока:

  • раздаточный материал (Приложение 1 и приложение 2);
  • презентация, выполненная в программе Power Point;
  • компьютер;
  • экран с мультимедийным проектором или интерактивная доска;
  • учебник: Буганов В.И., Зырянов П.И. История России: кон. 17 – 19 век.

Ход урока

1. Причины возникновения рабочего движения (Презентация, слайд № 2).

В ходе беседы с учащимися выясняются причины возникновения рабочего движения в России в кон. 19 века.

– Вспомните, какие два новых класса появляются в России во второй половине 19 века?

– Каково социально - экономическое и политическое положение пролетариата?

2. Первые рабочие организации в России (Презентация, слайд № 3).

3. Возниконовение марксизма в России. Первая марксистская организация (Презентация, слайд № 4,5,6).

– Какие формы борьбы использовал пролетариат для изменения своего положения?

– Почему идеи народников не устраивали пролетариат?

Работая с Приложением 1 учащиеся выясняют цели и методы борьбы группы «Освобождения труда».

Марксистские кружки в России (материал для учителя – Приложение 2).

4. Начало революционной деятельности В.И.Ульянова (доклад учащегося). Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса. (Презентация, слайд № 7,8).

5. Причины появление оппортунистической мысли. Основные оппортунистические течения в России (Презентация, слайд 9).

Используя учебник, учащиеся характеризуют основные оппортунистические течения в России.

6. Подведение итогов урока.