Класс насекомые. Общая характеристика

Разделы: Биология


Цели: расширить и углубить знания о типе членистоногих путём изучения строения насекомых, выяснить характерные особенности класса насекомых, причины необычайного процветания..

Задачи:

  • Дать представление об отличительных чертах внешнего и внутреннего строения насекомых. Познакомить с представителями этого класса.
  • Учить распознавать их и отличать от представителей других классов. Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т.е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.
  • Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование к уроку: коллекция “Насекомые”, таблица “ Внешнее строение майского жука”, инструктивные карты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Графическая работа.

Отметьте номера правильных суждений.

  1. Для паукообразных характерно наличие 4 пар ног.
  2. У паукообразных нет усиков.
  3. Тело у пауков состоит из головогруди и брюшка, а у клещей оно слитное.
  4. У пауков желудок жевательный.
  5. Пауки-хищники.
  6. Органы дыхания пауков трахеи и лёгкие.
  7. К хитиновому покрову изнутри прикрепляются мышцы.
  8. У пауков глаза сложные и они обладают отличным зрением.
  9. Для всех пауков характерно плетение ловчей сети.
  10. У пауков имеются ядовитые ногощупальца.

Фронтальный опрос.

  1. Каковы характерные особенности класса ракообразные?
  2. Почему в очагах клещевого энцефалита не рекомендуется ложиться и садиться на траву?
  3. Каковы меры борьбы с чесоточным зуднем?
  4. Какие заболевания распространяют клещи?

Работа по карточкам (индивидуально).

Карточка 1
1. Опишите строение паука- крестовика.
2. Какие особенности строения и поведения связаны с его наземным образом жизни?

 

Карточка 2
1. Каковы характерные особенности класса паукообразные?
2. Какие признаки клещей связаны с паразитическим образом жизни?

 

Карточка 3
1. Перечислите паукообразных, являющихся хищниками?
2. Какие их признаки связаны с хищным образом жизни?

 

Карточка 4
1. В связи с чем у большого числа видов клещей исчезли глаза?
2. Каковы характерные особенности класса ракообразные?

III. Изучение нового материала (1 блок)

Проблемные вопросы.

  1. Какие признаки позволяют относить класс насекомых к типу членистоногих?
  2. Где обитают насекомые? Как передвигаются в пространстве?
  3. Чем питаются насекомые?
  4. Каковы причины необычайного процветания класса насекомых?

Рассказ учителя:

Насекомых легко отличить от других членистоногих по двум характерным признакам: во-первых, у них тело подразделено на три отдела- голову, грудь, брюшко и, во вторых, у них имеется три пары ног. Кроме того, у большинства насекомых во взрослом состоянии имеются ещё и крылья, чего не встречается ни у каких других беспозвоночных животных.

Насекомые составляют самую многочисленную группу среди всего животного мира; в ней насчитывается не менее миллиона отдельных видов. Многие виды насекомых встречаются в огромных количествах: вспомните неисчислимые рои комаров и мух, полчища различных насекомых- вредителей, объедающих лесную растительность или нападающих на наши поля, сады и огороды. Как выразился один английский зоолог, “большая часть животной жизни на материках и островах облечена именно в форму насекомого”. Мы можем видеть пчёл, бабочек, различных жуков, порхающих с цветка на цветок. Английский естествоиспытатель Ч. Дарвин пояснял, что без участия насекомых растительность нашей планеты имела бы совсем не тот вид, к которому мы привыкли.

Вопрос к классу: как вы думаете, что имел в виду Дарвин?

Для установления особенностей внешнего строения насекомых учитель организует лабораторную работу, в процессе которой учащиеся рассматривают майского жука и отвечают на вопросы обозначенные буквой П в тетради.

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме “ Внешнее строение насекомого” (раздаётся вместе с коллекцией “Насекомые”)

Формулировка вопросов Для ответа на вопрос выполни следующие действия Ответь на вопрос У-устно;

П-письменно

1. Какой покров (плотный или мягкий) имеет насекомое? Каково его значение? Осторожно дотронься до тела жука пальцем. П
2. Из скольких отделов состоит тело насекомого? Найди у жука голову, грудь и брюшко. Внимательно рассмотри их. П
3. Отличаются ли по форме и размерам отделы тела насекомого? У
4. Сколько усиков, глаз, ротовых частей имеет жук? Рассмотри голову насекомого, найди перечисленные органы. У
5. Какую роль могут играть эти органы в жизни насекомого? У
6. Сколько члеников образует грудь насекомого? Переверни жука нижней стороной вверх. Сосчитай число члеников груди. Рассмотри органы, расположенные на грудном отделе, определи их число. У
7. Какие органы расположены на грудном отделе насекомого? Каково их число? П
8. Какие функции могут выполнять органы, расположенные на груди? У
9. Чем отличается первая пара крыльев от второй? Рассмотри первую и вторую пару крыльев, сравни их по степени жёсткости, окраске, форме и размерам. Обрати внимание на строение ног. У
10. Какова может быть функция каждой пары крыльев? П
11. Почему жуков относят к типу членистоногих? У
12. Сколько члеников образует брюшко насекомого? Рассмотри брюшко жука. Подсчитай число члеников. С помощью лупы найди на брюшке отверстия. У
13. Как расположены мелкие отверстия на брюшке и каково их значение? У
14. Чем отличаются по внешнему строению насекомые и ракообразные? Сравни внешнее строение жука и рака. У
15. В чём заключается внешнее сходство насекомых и ракообразных? О чём оно говорит? У
16. Почему жука и рака относят к одному типу, но разным классам животных П

IV. Проверка первичного усвоения нового материала

Беседа с классом по вопросам лабораторной работы, обозначенных буквой У.

V. Изучение нового материала ( 2 блок)

Проблемный вопрос: В чём сходство и различия в строении систем внутренних органов у паукообразных и насекомых? Поясните на примере систем: дыхательной, кровеносной, нервной, и органов чувств.

Для выяснения особенностей внутреннего строения насекомых учащиеся работают с текстом учебника № 26 (авторы В.М. Константинов) и заполняют таблицу (образец на доске.)

Сравниваемый признак Класс
Паукообразные Насекомые
Дыхательная система    
Нервная система    
Органы чувств    
Размножение и развитие.    

VI. Закрепление знаний

Закрепление проводится по факту заполнения таблицы.

VII. Итог урока

Ответить на проблемные вопросы, заданные в начале урока.

VIII. Домашнее задание

Изучить № 26, ответить на вопросы.