Интегрированный урок-конференция по физике и математике "Электробезопасность". 8-й класс

Разделы: Математика, Физика

Класс: 8


Тип урока: обобщение знаний по физике и математике.

Цели урока:

  • Образовательные – учить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, о действиях электрического тока на человека, и их последствиях, о правилах первой медицинской помощи.
  • Воспитательные – воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
  • Развивающие – развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.

Задачи урока:

  • Учить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по данной теме.
  • Вырабатывать у учащихся умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме, оформлять информационные стенды.
  • Вырабатывать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
  • Развивать интерес учащихся к физике и математике.
  • Познакомить с правилами поведения во время грозы.
  • В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя ( компьютер, интерактивная доска; выставка детских работ; карточки – памятки по правилам электробезопасности.

План проведения урока-конференции:

I Вступительное слово учителя

II Сообщения учащихся по темам

  1. Молния
  2. Громоотвод
  3. Правила поведения во время грозы
  4. Первая помощь пострадавшим от молнии
  5. Действие электрического тока на живые организмы
  6. Правила электробезопасности в быту

III Викторина «Электричество вокруг нас»

IV. Выставка рисунков учащихся «Каким я представляюэлектрон…»

V. Итоги урока

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет непривычным и вести его будут ваши одноклассники. В течение трех недель мы с вами работали над сообщениями, докладами, выполняли рисунки по электробезопасности в природе, быту и технике. Писали рассказы, сочиняли слоганы, стихи и частушки, составляли и решали математические задачи. Сегодня на обобщающем уроке мы подведем итоги, назовем лучших, заслушаем их отчеты, оценим результаты работы наших групп.

IIСообщения учащихся по темам

1 группа

Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое и небезопасное явление природы. Посчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний.

Мы с вами на уроках физики наблюдали разряд электрофорной машины. Аналогичные явления происходят в природе.

Молния – это искровой разряд в атмосфере, происходящий между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей (записываем в тетрадь).
Всего две строчки, а за ними целая история наблюдений, предположений, опытов и открытий, с которыми мы вас сейчас познакомим.
Уже в XVII веке высказывались предположения, что молния это гигантская искра, проскакивающая между разноименно заряженными грозовыми облаками или грозовым облаком и землей. Исследования проводились во многих странах, но наибольший вклад в создание теории атмосферного электричества внесли российские академики Михаил Васильевич
Ломоносов, Георг Рихман. Летом 1752 г. они построили «грозовую машину». Она была установлена и на квартире Рихмана. При приближении грозы во время одного из опытов в 1753 г. Рихман был убит шаровой молнией. Большой опасности подвергался и сам Ломоносов, который во время этой грозы проводил опыты с «грозовой машиной» у себя дома. Позже, вспоминая об этом, М. В. Ломоносов писал: «Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я руку держал у железа и искры трещали. Все от меня прочь бежали…». Через несколько минут Ломоносову сообщили, что Рихмана убила молния.
А изобрел громоотвод, точнее молниеотвод Бенджамин Франклин. Много сил, труда и энергии положил ученый на то, чтобы внедрить в жизнь свое изобретение.

2 группа

Современный громоотвод представляет собой длинную вертикальную проволоку, верхний конец которой заостряется и укрепляется выше самой высокой точки защищаемого здания. Нижний конец проволоки хорошо заземляют. Для этого его обычно припаивают к металлическому листу, а лист закапывают в землю на уровне подпочвенных вод. Теперь, даже если молния ударит в здание, разряд по громоотводу уйдет в землю, не причинив зданию никакого вреда. Сегодня все городские сооружения имеют громоотводы, и поэтому в городах случаев поражения человека молнией практически не наблюдается.

Задача 1: Какой высоты должен быть громоотвод, если угол падения молнии шестьдесят градусов,а расстояние от точки падения до основаниягромоотвода 9м. (ответ округлить до целых)

3 группа

В крупных городах нам молнии не страшны. А что же делать, если гроза застала нас во время загородной прогулки? Если вдруг гроза застала вас на открытом месте за городом, а рядом с вами нет никакого укрытия от дождя, кроме одиноко стоящего дерева, под кроной которого так сухо и тепло?
Запомните, что под ним ни в коем случае нельзя прятаться. Потому что именно в это дерево, скорее всего, и ударит молния.
Помните, что во время грозы опасно пользоваться сотовым телефонам. Сотовый телефон во время дождя заземлен через влажное тело человека, которое на мокрой земле становится проводником электрического тока.

Учитель: Если вдруг кого-то из ваших друзей во время загородной прогулки поразила молния, запомните, как оказать ему первую помощь. Главное – не паникуйте и помните, что выжить удается трем из четырех, пораженных молнией. При поражении молнией у человека может произойти остановка сердца, значит, все ваши действия по оказанию помощи сводятся к одному: заставить сердце потерпевшего опять заработать. Для этого вы должны немедленно начать делать пострадавшему массаж сердца и искусственное дыхание. Давайте посмотрим, как это следует делать.

Плакат-иллюстрация «Первая медицинская помощь»

Теперь, я надеюсь, вы не растеряетесь и сможете оказать первую медицинскую помощь человеку, пострадавшему от поражения электрическим током или от удара молнии.

4 группа

Действие электрического тока на живые организмы было открыто итальянским ученым Луиджи Гальвани . Его считают основоположником электрофизиологии, раздела медицины оказывающее положительное влияние на организм человека.

Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности. При радикулите, невралгии применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение.

Повреждения, возникающие от действия электрического тока, называются электротравмой. (Какие нарушения вызывает электротравма?) Электротравма вызывает общие и местные нарушения организма. Местные изменения проявляются ожогами ткани в местах входа и выхода электрического тока. (Наиболее уязвимые участки тела?): кожа лица, ладони, влажная кожа, поврежденная кожа. Более опасны общие явления при электротравме, которые развиваются в результате воздействия тока на нервную систему. Пораженный, как правило, мгновенно теряет сознание. Может быть снижение температуры тела, остановка дыхания, глубокое угнетение сердечной деятельности, параличи.

(Главный момент оказании первой медицинской помощи?) немедленное прекращение действия электрического тока. Прикосновение к пострадавшему незащищенными руками при неотключенных проводах опасно. Отделив пострадавшего от проводов, необходимо тщательно осмотреть его, создать ему покой. Если пострадавший в сознании, необходимо дать ему выпить теплый чай с валерианой или корвалолом. Если произошла остановка дыхания – немедленно произвести искусственное дыхание. При остановке сердца нужно произвести непрямой массаж сердца. Пострадавшего обязательно нужно госпитализировать в ближайшее лечебное учреждение.

Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека. Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения.(От чего оно зависит ?) от состояния человека, его кожи, наличия на ее поверхности пота, содержание алкоголя в крови и т. д.. Сухая, огрубевшая кожа имеет высокое, а тонкая, нежная и влажная – низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины).
(От чего зависит тяжесть поражения электрическим током?) от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел.

Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.

Задача 2: Сила тока 100мА. При сухой и неповрежденной коже сопротивление телачеловека от пальцев одной руки до пальцев другой составляет 10 Ом, если же руки потные, то сопротивление между ними 1500 Ом. Какое напряжениев каждом случае?

Дано: Решение:

I = 100 мА
R1 = 10 Ом U = I . R
R2 = 1500 Ом U1 = I . R1= 0,1А . 10 Ом = 10000В
Найти U1 ; U2U2 = I . R2= 0,1А . 1500 Ом = 150В

Ответ: 10000В; 150В

Свободная минутка (психологическая разгрузка)

5 группа

Мы предложим вам просмотреть примеры электробезопасности в реальной жизни Находясь на природе, на даче, в гаражном кооперативе, помните: «Провод, лежащий на земле, лучше обойти как можно дальше».

Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 5-8 м к лежащему на земле оборванному проводу воздушной линии. Обнаружив оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места повреждения, позвонить в отделение МЧС.

Задача 3: Какой будет площадь «мертвой зоны», если радиус окружности 8м? Найти длину этой окружности. (? ~ 3 ).Построить эту окружность.(масштаб: 1 : 4)

Найдите ошибки:

Ответьте на вопросы:

– Как изменится длина окружности, если R увеличить в 3 раза? Уменьшить в 2 раза?
– Как изменится площадь круга, если R увеличить в 3 раза? Уменьшить в 2 раза?
– Дайте определение окружности и ее элементов.

Статистика показывает, что около трети всех случаев электротравматизма среди населения происходит из-за соприкосновения людей с провисшими или оборванными проводами.

Особенно часто травмируются дети. Для предотвращения указанных случаев детям необходимо запрещать влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных линий электропередачи; играть под воздушными линиями, запускать там воздушных змеев, разводить костры, бросать проволоку и другиепредметы на провода, разбивать лампы и изоляторы, а, кроме того, открывать дверцы распределительных щитов, силовых шкафов, двери трансформаторных подстанций

Задача 4: Построить геометрическое место точек удаленных от данной прямой на расстояние 10 м. (масштаб: 1 : 5 )

– Какой ширины должна быть полоса отчуждения? (20 м)
– Где в производстве применяется полоса отчуждения?(Вдоль ж/д полотна)

6 группа

Наш дом – наша крепость. Находясь дома, надо помнитьэлементарные правила электробезопасности. Следует знать, что бытовые электроприборы (Какие?) чайники, утюги, плитки, переносные светильники торшеры, настольные лампы, предназначены только для пользования в помещениях. Защита от коротких замыканий (автоматы, пробочные предохранители) в квартирной электропроводке должна быть всегда исправна. (Основное условие безопасного применения электроэнергии в бытовых помещениях?) исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов, а также проводов, с помощью которых электроприборы включаются в электросеть.

Особую осторожность при пользовании электроприборами надо соблюдать в сырых помещениях с кирпичными или бетонными полами (Каких?) подвалы, ванная комната, туалеты, являющимися хорошими проводниками электрического тока, так как при этих условиях опасность поражения электрическим током увеличивается. Поэтому в ванных комнатах, санузлах не допускается устанавливать выключатели и штепсельные розетки, использовать светильники без предохранительной арматуры. Опасно пользовать незаземленными электроприборами в ванной комнате.

Заканчивая свое сообщение, хочу предложить: Давайте сделаем для себя главный вывод – Наше здоровье и наша жизнь, жизнь и здоровье близких, в наших руках – электробезопасности первоочередное внимание. Все мы будущие родители, а в данный момент старшие братья и сестры.

Хотелось, чтобы мы оказывались примером для подражания, младшим при общении с бытовыми электрическими приборами.

7 группа

Однажды в студеную зимнюю пору
Ветрище порвал провода у эабора.
И если б не бдительность Васи Петрова,
Погибла б корова соседа Седова.
Василий позвал МЧС на подмогу…
Ребята! Запомнить должны вы всегда:
Окружают везде нас электрические провода!
220 вольт – это не шутка,
Задумайтесь над этим хотя бы на минутку!
Давайте правилам по электробезопасности учится!
Эти правила вам могут в жизни пригодиться!
Не подходи к трансформаторной подстанции.
Здесь напряжение 10 тысяч вольт!
И всем своим друзьям напомни:
«Нет развлечений там, где ток!»
Если видишь оборванный провод –
Близко к нему не подходи.
Отойди на расстояние 10 метров,
Не отрывая ноги от земли!
Что такое видишь ты: «Провода в деревьях!»
Не касайся, отойди –
Дерево хороший проводник!
Не рискуй, поверь нам!
Не разжигай костер под линией электропередач.
Забудь про игры: воздушных змеев и футбольный мяч!
Итак, запомни мой совет:
Где ток, там детям места нет!
Смотри на знаки, не срывай,
А если сорван, взрослым сообщай!
При повреждениях, обрывах проводов, искрениях,
Ты взрослым сообщая без промедления!
Следуй правилам простым –
Будешь цел и невредим!

Учитель: Сегодня мы обобщаем наши знания об электричестве. Нам осталось провести викторину «Электричество вокруг нас».

III Викторина «Электричество вокруг нас»

1. Что такое молния? (Искровой разряд в атмосфере между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей)
2. За 1 секунду в атмосфере происходит 100 молний. Сколько молний сверкнет за 1 минуту?, за 1час? (6000; 144000)
3.Кто является создателем теории атмосферного электричества? (Ломоносов, Рихман)
4. Кто изобрел громоотвод? (Франклин)
5. Где опасно прятаться во время грозы? (Под одиноко стоящим деревом)
6. Какими приборами опасно пользоваться во время грозы? (Сотовым телефоном, компьютером)
7. Кто открыл действие электрического тока на живые организмы? (Гальвани)
8. От чего зависит тяжесть поражения электрическим током? (От силы тока,его характера, прдолжительности действия,пути внутри человека)
9.Чему равно смертельно опасное напряжение? (10000В; 150В)
10. Какой силы ток опасен для жизни? (0,1А )
11. Какое предприятие способствует обеспечению поселка электроэнергией? (ЛЭП)
12. Какое напряжение на трансформаторной подстанции? (10 тыс.вольт)
13. На каком расстоянии нужно находиться от оборванного провода? (10м)
14. Какое напряжение в электрических проводах осветительной сети? (220В)
15. Кто отвечает за электробезопасность в школе? (Директор, зам.по АХЧ, электрик, учителя)
16. Как вести себя в чрезвычайной ситуации при поражении электрическим током? (Немедленно прекратить действие электрического тока)
17. Сколько в школе объектов, требующих особого внимания? (Около 55)
18. Где в школе расположены распределительные электрощиты? (Кабинет физики, мастерские, актовый зал, пищеблеок)
19. Что написано на табличках этих электрошитов? (Слова, запрещающие прикасаться к нему)
20. Что указано в надписях над розетками? (Напряжение тока на данном участке)
21. Самые энергопотребляемые кабинеты (помещения) в школе? (Информатики, физики, пищеблок, секретарь, директор)
22. Сколько компьютеров в кабинете информатики? (13)
23. В каких кабинетах есть правила по электробезопасности? (Физики, информатики)

IV. Знакомство с выставкой детского творчества

V. Итоги урока

Карточка-памятка «Правила электробезопасности»

При работе с бытовыми электроприборами опасно:

  • оставлять без присмотра любые работающие электроприборы;
  • дотрагиваться руками или металлическими предметами до контактов розетки и оголенных проводов электросети;
  • проводить ремонт и установку новых розеток, выключателей и светильников при включенной сети;
  • проводить любые работы с электроприборами, подключенными к электросети;
  • выдергивать вилку электроприбора из розетки за шнур;
  • проводить очистку светильников то пыли и замену перегоревших ламп, если они не отключены от напряжения сети;
  • перегружать розетки, ламповые патроны, провода и электросчетчик;
  • пользоваться электроприборами и устанавливать розетки во влажных помещениях.

Теперь отметим отличившихся, а оценки вам поставит сама жизнь.

Домашнее задание: составить и решить кроссворд по теме «Электробезопасность»

Литература:

  1. Алексеева М. Н., «Физика – юным». М. Просвещение 1980 г.
  2. Солдатова Т. Б., Гусева Т. А., Сгибнева Е. П., «Сценарии тематических вечеров и предметной Недели физики. 7—11 класс».Ростов-на-Дону Феникс 2002 г.
  3. А.В.Перышкин «Физика 8 класс» ООО Дрофа 2007-2010гг.
  4. Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9 кл.» Просвещение с 2007 года.
  5. В.Д. Симоненко «Технология 8 », Вентана-Граф с 2007 года.

Приложение 1

Приложение 2