Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Биология


Город Москва с его огромной музейной базой и накопленным в них уникальным материалом представляет собой огромный ресурс для творческого учителя, дает возможность показать ученику всё многообразие живого мира, а также, при изучении сложных теоретических вопросов, конкретизировать их наглядными примерами, демонстрацией опытов, проведением сложных и интересных лабораторных работ. По результатам опроса учащихся было установлено, что более 60% даже учеников гимназических классов были в музеях с родителями лишь 1-2 раза, а в музеях естественнонаучной направленности и того меньше. Посещение музеев данной тематики с классными руководителями обычно тоже ограничивается 1-2 экскурсиями. Таким образом, можно говорить о недостатке музейной культуры у многих наших учащихся, в частности в эколого-биологическом направлении.

Автор разработки предлагает систему экскурсий совмещающих урочные и внеурочные виды деятельности. Интересная форма проведения находит отклик среди учащихся и приводит и к повышению познавательной активности на уроках. Среди учеников 6-8 классов практически нет учащихся, которые отказываются от посещения экскурсий. Творческие работы по итогам экскурсий выполняются учащимися по желанию, оцениваются их же товарищами, что способствует развитию навыков контроля и самоконтроля.

Экскурсии имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности. Для повышения качества образования при изучении биологии имеет особое значение использование научной базы музеев, которая даёт возможность показать всё многообразие живого мира, а также при изучении сложных теоретических вопросов конкретизировать их наглядными примерами, демонстрацией опытов, проведением лабораторных работ, повышенного уровня сложности. Данная разработка представляет собой программу использования музейных ресурсов города Москвы в преподавании биологии.

Работа в данном направлении ведется в школе уже пять лет. За это время был накоплен опыт посещения музеев, выбраны наиболее интересные экскурсии и семинарские занятия которые проводятся как во второй половине дня, так и в развивающий день – субботу. Результатом является возросший интерес к изучению биологии, каждый год часть учеников выражают желание учится в 10 классе химико-биологического профиля, ежегодное участие в окружном конкурсе по экологии в рамках фестиваля ЮТМ, поступление учеников в вузы соответствующего профиля.

Цели и задачи:

  • создание системы экскурсий при изучении биологии с 6 по 11 класс ( по программе А.А. Плешакова, Н.И.Сонина);
  • развитие интереса учащихся к изучению биологии, в том числе и с целью профориентации;
  • воспитание общей культуры, расширение кругозора учащихся, экологическое воспитание;
  • развитие исследовательских, коммуникативных, творческих навыков, навыков самоорганизации.

Ресурсы – музеи города Москвы эколого-биологической тематики:

  • Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова Палеонтологического института РАН,
  • Зоологический музей МГУ,
  • Государственный Дарвиновский музей,
  • музей Леса,
  • Биологический музей им. К.А. Тимирязева (заключён договор о методической помощи и разнообразных формах проведения экскурсий)
  • Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород»,
  • Приокско-Террасный заповедник.

Подготовка и проведение экскурсий и занятий на базе музеев:

Сначала, как правило, проводятся обзорные экскурсии в Зоологическом, Палеонтологическом, Дарвиновском музеях, в музее Леса, Приокско-Террасном заповеднике, затем – тематические, которые необходимы по программе для углубления и расширения знаний учащихся.

Многие дети, живущие в таком мегаполисе, как Москва оторваны от природы и имеют кратковременную возможность прямого общения с ней, в период летних каникул. Посещение, в течении учебного года. Приокско –Террасного заповедника, с музеем природы даёт возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром, наблюдать животных в природе в естественной обстановке. Одно дело рассказывать на уроках о заказниках и заповедниках, а другое увидеть их наяву. Мы живём в ста километрах от Приокско-Террасного заповедника и этот шанс необходимо использовать. Экскурсии в разное время года, дают возможность наблюдать природные явления, которые дети не видят в условиях города: наблюдение за жизнью птиц и зверей, распознавание следов на снегу и т.д. В заповеднике очень богатый музей природы, где собрана коллекция животных, обитающих в заповеднике и лесах московской области. Это насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, и млекопитающие. Там учащиеся повторяют классификацию животных, их биологические особенности значение в экосистемах. Но самое главное в заповеднике это зубры, которых считают современниками мамонтов. Учащиеся видят условия содержания животных, труд людей, которые ухаживают за ними. На территории заповедника имеется метеорологическая станция. Это оказывает влияние на дальнейшую профориентацию школьников.

Все проводимые экскурсии имеют общую структуру:

Общее введение: сообщается тема экскурсии, время выезда, правила поведения в музее.

Задачи экскурсии: с какой целью проводится экскурсия. Бывают вводные экскурсии по курсу или по теме. Их задача заинтересовать учащихся материалом, который будет изучаться на последующих уроках. Заключительные экскурсии проводятся после прохождения темы, с целью закрепления и повторения пройденного материала.

Самостоятельная работа учащихся: проведение самостоятельных работ помогает глубже, шире и многостороннее осветить тему экскурсии. Это может быть лабораторная работа, выполняемая по инструктивной карточке. Такая форма работы может использоваться на экскурсиях с демонстрацией опытов. Работа в группах по заданиям. Например, по теме «Происхождение и становление человека» учащимся даётся задание найти доказательства животного происхождения человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические и т.д.

В Дарвиновском музее можно приобрести готовые брошюры с заданиями.

Отчёты учащихся: форма отчёта зависит от вида экскурсии. Если проводилась демонстрация опытов или работа с микроскопом, ученики сдают оформленную лабораторную работу. Можно провести работу на уроке по карточке, используя материал экскурсии. По желанию могут быть выполнены творческие задания: презентации, оформление газеты, зарисовка пейзажа, стихотворение, фотовыставка. Для маленьких детей – рисунки. Для заинтересованных детей возможно продолжение работы в виде проекта, который в дальнейшем будет защищаться на конкурсе Ю.Т.М

Обобщающая беседа: подведение итогов.

Форма проведения экскурсий: обзорная или тематическая экскурсия, практическое или семинарское занятие.

Для практических и семинарских занятий особенно благоприятно использование базы Биологического музея им. Тимирязева. В этом музее оборудованы залы по различным темам. Например, по анатомии человека – залы посвящённые: кровеносной системе, нервной, пищеварительной. Есть залы, где можно проводить семинары по экологии, генетике и так далее. К таким семинарским занятиям в музее необходима предварительная подготовка. В залах имеется большое количество наглядного материала, школа таким материалом, как музей не оснащена. Возможно получение помощи со стороны обслуживающего персонала музея ( демонстрация опытов, которые сложно проводить в школьных условиях). Во время учебных занятий в музее учащиеся активны, так как сотрудники музея во время семинара дают оценку их знаниям.

Результаты:

Экскурсионная деятельность ведется в школе № 1034 в течении 5 лет.

Наши учащиеся ежегодно участвуют в окружном конкурсе по экологии в рамках фестиваля ЮТМ, в разных номинациях – проектно-исследовательская деятельность, творческие работы. В 2008 году, мы проводили окружной семинар для учителей биологии по теме: «Использование экскурсионной деятельности, как одной из форм повышения качества образования».

Как показывает практика, работа в этом направлении способствует развитию интереса к предмету, даёт возможность глубже изучить его. В дальнейшем эта работа приводит к формированию профильных групп. Многие выпускники поступают в медицинские вузы, Ветеринарную Академию, в педагогические вузы на факультеты психологии, дефектологии, биологии.

Эта деятельность имеет большое воспитательное значение. Так как способствует привлечению внимания учащихся к проблемам охраны природы (это есть экологическое воспитание), помогает ощутить красоту и гармонию природы, раскрыть её роль как источника творчества и вдохновения (это есть эстетическое воспитание). Основы экологической культуры необходимо закладывать, как можно раньше. Экскурсии способствуют воспитанию чувства доброты и любви к природе, ребята участвующие в проектной деятельности, творческих работах, впоследствии не будут бездумно разрушать природу. Каждый из них, какую бы профессию в будущем не приобрёл : главного инженера крупного завода или простого водителя, вспомнит о том, как легко нарушить природное равновесие, уничтожить живое существо и как сложно, а порой и невозможно восстанавливать природное богатство.

Рекомендуемый перечень экскурсий используемых в преподавании биологии в 8, 9 классах (Приложение 1)

По возможности и желанию можно использовать и весь набор экскурсий, так и его часть. Т.к. использование экскурсий связано с дополнительными временными затратами, то в данном планировании тема экскурсии «привязана» не к конкретному уроку, а к изучению раздела или темы.

(Используемые сокращения: Л.Р. – лабораторная работа)