Изобразительное искусство – один из видов пластических искусств

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Учить учащихся распознавать и ценить искусство в жизни человека.
  2. Знакомить с различными видами искусства, дать понятие «пластические искусства», учить делить их на группы (конструктивные, декоративные, изобразительные).
  3. Развивать интерес к искусству, применяя деятельностный подход.

Оборудование:

  • акварельные краски;
  • карандаши, альбомы;
  • диск «МХК»;
  • мультимедийный проектор, экран.

Словарь: пластические виды искусств, конструктивные, декоративные изобразительные искусства, скульптура, живопись, графика, роспись, дизайн, архитектура.

Ход урока

I. Организационный момент.

О, вдохновение рождения!
Мне с ним знакомиться дано,
Ко мне является видение...

М. Светлов.

Искусство – это то, что нас окружает... Так ли это?

Учитель: Правильное ли это высказывание? Докажите.

Дети: Чтобы доказать верно ли это высказывание, необходимо знать что мы относим к искусству. На уроках мы будем продолжать знакомиться не только с древними видами искусств, но изучать и новейшие, возникшие в XX веке и т.д.. Но главное, чтобы каждый из вас захотел стать созидателем творцом, чтобы каждый стал осознавать себя причастным к созданию мира красоты, который вы научитесь создавать своими руками.

II. Проверка готовности учащихся к уроку (альбом, кисти, краски, тетрадь для записи понятий).

Смачивание красок.

III. Сообщение темы урока.

Учитель: Многие из вас уже любят рисовать различными изобразительными средствами, лепить из пластилина, глины, т.е. создавать что-то своими руками. А вот видеть прекрасное – это тоже умение, которое надо в себе воспитывать. Чем художник отличается от другого человека? Он видит в обыденном необычное. Он – художник, как бы останавливает свой взгляд и останавливаемся и мы возле его картины, сраженные тем, как живо он написал поле и дорогу «Рожь» Шишкина, как четко «прорисовал» зной и жару Ф.А. Васильев «Летний жаркий день», как «заставил» нас Ф.А. Васильев почувствовать наступление грозы. «Перед грозой» Ф.А. Васильев...

Научась видеть эту красоту в обыденном человек становится чутким ценителем красочности, способен стремится к творческому самовыражению.

Главное, чему каждый из вас должен научиться - осмысленно воспринимать произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Учитель: А так ли важно это самое искусство в жизни человека?

Ученик (ранее подготовленное сообщение о роли искусства в развитии каждой личности): Занимаясь изобразительным искусством, дети не только осваивают навыки и техники в рисовании, они знакомятся с творчеством художников, скульпторов, они учатся видеть красоту в самом простом, обыденном, развивают свою память, воображение, вкус, приучаются анализировать, обобщать, творчески мыслить, предлагать свои идеи. А эти навыки нужны для всей дальнейшей жизни. Практически все профессии требуют от человека способности чувствовать объемную форму и цвет, умение рисовать.

Искусство даже лечит: арттерапия и изотерапия – это науки, которые помогают выздороветь больным людям. Известны такие факты: детский врач и художник – любитель Ю.К. Матвеев с помощью своего веселого карандаша помогал скорейшему выздоровлению малышей. А известный географ А.А. Половинкин написал даже целую книгу «География и рисование».

Игра «Кто назовет профессии, где необходимы навыки рисования? Кто больше?»

Искусству надо учиться. Неправильно думать, что заниматься тем или иным видом творчества могут только особо одаренные люди. Это неверно.

Художественные способности есть у всех. Только их надо развивать.

Рассказ учителя «Искусство и его виды» с применением презентации, составленной с помощью электронного пособия «МХК» – 10-11 класс.

Искусство (от старославянского искоусити – это творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения. Их так много, что стало необходимо их объединить по различным признакам.

Основными видами искусства являются: архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, кино.

Пластические виды – это те искусства, произведения которых существуют в пространстве не изменяясь, и не развиваясь. Эти произведения создаются посредством обработки вещественного материала. Пластические искусства принято разделять на изобразительные и неизобразительные.

Изобразительные: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство.

Неизобразительные: архитектура, художественно-прикладное искусство (декоративное) и дизайн. Границы между изобразительными и неизобразительными нечетки, условны, поскольку в одном из них могут использоваться образы и приемы другого.

Терминологическая работа.

Изобразительное искусство и его виды:

  • Скульптура – изображает людей, животных, предметы, главное выразительное средство – объемная форма (показ).
  • Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на твердую поверхность.
  • Графика – (от «grapho» – пишу, черчу, рисую).

Вид искусства, вспомогающий рисунок и печатные художественные предложения, изображения в черно-белом варианте, художниками, графиками ... (показ)

Неизобразительные виды искусств: декоративное искусство.

Декоративное искусство (показ) называют создание практически полезных вещей, обладающих эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой.

Роспись художественная – вид монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, в котором изображение на поверхность наносится кистью или другим заменяющим её инструментом (показ). Дизайн – искусство художественного проектирования, превращения машин из просто полезных в полезные и красивые. Внешняя красота, подчеркивающая технические достоинства и назначение предмета, достигается совместным трудом инженера-конструктора и художника-дизайнера (показ).

Беседа по представленным произведениям пластического искусства.

IV. Физкультурная минутка.

V. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы вспомним основные приемы работы карандашом и красками. И сегодня, как самые настоящие художники, расскажите о том, как вы провели свое лето рисунком! Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок на тему: «Моё лето» акварельными красками или цветными карандашами.

Во время практической работы учитель оказывает помощь детям, контролирует правильность выполнения приемов работы.

VI. Итог урока.

Выставка рисунков.

Обобщающий опрос:

- Верно ли утверждение «Искусство это то, что нас окружает»?

- А с какими видами искусства мы с вами познакомились?

- На какие группы они делятся?

- А кем каждый хочет стать после школы?

VII. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном из видов перечисленных искусств.