Сценарий открытого урока "Многогранный мир чувств"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания;
  • Расширить знания учащихся о гигиене слуха и охране органов чувств;
  • Развивать воображение учащихся.

Оборудование: таблицы “Орган зрения”, “Орган слуха”, рисунки “Язык”, “Нос”, баночки с продуктами, магнитофонная запись “Голоса птиц”, музыкальные инструменты, учебник А.А.Вахрушева и другие “Окружающий мир” 4 кл., ч.1

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания.

– Какое значение для человека имеют глаза?
– Назовите части глаза.
– Как надо оберегать зрение?

IV. Актуализация знаний.

1) Когда зрение бывает недостаточно для представления о предмете? Человек и его предки вели дневной образ жизни, поэтому главным органом чувств у них стало зрение, а главным источником света является солнце. Животные ведущие сумеречный и ночной образ жизни вынуждены при отсутствии света активно использовать для ориентировки другие органы чувств (осязание, обоняние, слух) таково большинство млекопитающих. Иными словами зрения недостаточно для представления о предмете, тогда как свет слабый или отсутствует. Поэтому человек в сумерках чувствует неуверенно. Он вынужден идти на ощупь (осязание), останавливаться и прислушиваться (слух), чтобы определить местоположение.

Кроме этого ряд предметов различаются в действительности легче с помощью других органов чувств. Так, еду различаем быстрее и надежнее с помощью обоняния и вкуса. Испорченная пища опознается по запаху, так как его внешний вид может не показать её качества, а состав приготовленного продукта часто легче определить на вкус, чем с помощью зрения. Если предмет не виден, мы часто используем слух. Потому в лесу мы иногда не видим птиц, а слышим их.

2). Сколько органов чувств у человека? Назовите их.

3). Какие органы чувств у человека отсутствуют?

Учитель: Только у рыб есть замечательный орган чувств – боковая линия. Это ряд чувствительных клеток на коже, который позволяет ощущать колебания воды. Вот почему даже в мутной воде рыбы отлично ориентируются.

Глаз насекомых создает мозаичную картину окружающего, не совсем похожую на эффект работы человеческого зрения.

V. Работа над темой урока.

1. Чтение диалога, с. 42.

2. Выполняется задание № 1.

3. Знакомство с органом слуха.

– Послушайте магнитофонную запись. Даю послушать звуки леса (пение птиц, шум дождя, журчание ручья).
– Какой орган помогает вам определить эти звуки?

Приложение 1. (Вывешивается на доске.)

– Сейчас мы послушаем моего помощника Владика.

Рассказ ученика о строении уха.

Учитель: – Как нужно беречь уши? (Ответы детей.)

– Сильный резкий шум снижает остроту слуха, отрицательно действует на головной мозг. Простуда и грипп могут вызвать воспаление уха. Поэтому при боли в ушах нужно обратиться к врачу. Необходимо следить за чистотой ушей. Опасно ковырять в ушах острыми предметами. Можно повредить внутреннюю часть уха и потерять слух.

4. Рассказ учителя.

Во внутреннем ухе расположен орган равновесия. Чувство равновесия – это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх, низ. благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Если долгое время находиться на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение, тошнот а. такое состояние называется морской болезнью.

На доске вывешивается таблица Приложение 2. (Вывешивается на доске таблица.)

Учитель: – У меня на столе стоят баночки. Определите, какие в них были продукты. (Лук, чеснок, рыба, укроп, перец.)

– Какой орган помог распознать эти продукты?

Рассказ ученика об органе обоняния.

– Для чего служит обоняние?

Обоняние помогает человеку определить не только приятные, но и вредные запахи. Человек с хорошим обонянием почувствует запах несвежей пищи, заметит выделение газов и вовремя сумеет предупредить об опасности

Приложение 3. (Вывешивается на доске таблица.)

На столе бутерброды с солью, сахаром, лимоном, перцем, горчицей. (Закрытые салфеткой.)

– Какой орган вам поможет распознать с чем бутерброд? (Дети с закрытыми глазами определяют с чем бутерброд.)

Рассказ ученика об органе вкуса.

– Почему нужно бережно относиться к органу вкуса?

7. Кожа – орган осязания.

К доске вызываются четыре ученика. Им завязываю глаза и даю предметы: вилка, ложка, мячик, кукла.

– Что это за предметы?
– С помощью чего вы узнали предметы? (С помощью осязания.)
– Что такое осязание?
– Способность кожи чувствовать боль, тепло, холод.

Чтение по учебнику, с.44.

– Как мозг не перепутает сигналы от разных органов чувств?

Выполнение задания № 5, с.44

VI. Самостоятельное применение знаний.

Выполнение заданий №8, №10, с.45

– Слова неприятный, приятный не имеют прямого отношения к органам чувств.

VII. Итог урока.

– Почему миро чувств многогранен?

VIII. Домашнее задание.

Читать п. 11. Подобрать слова, имеющие отношения к разным органам чувств.