Правописание падежных окончаний существительных в творительном падеже 1-го, 2-го, 3-го склонений

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с окончанием существительных в Т.п.

Задачи:

  • формировать навык правописания безударных падежных окончаний в Т.п.;
  • закреплять знание падежных окончаний существительных в 1, 2, 3 скл.;
  • работать над развитием орфографической зоркости учащихся;
  • развивать устную и письменную речь;
  • воспитывать интерес к русскому языку, национальной культуре и истории своей родины.

Оборудование: матрешка с заданиями, таблица падежей и падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 скл., карточки со словарными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Издавна славится русский народ своими мастерами-умельцами. Однажды мастер из Загорска Василий Звездочкин выточил игрушку – русскую матрешку. Потом эту игрушку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась она, первая матрешка – россияночка. Это была женщина в сарафане, а в ней мал, мала, меньше девочки и мальчики, а последним был спелёнутый малыш. В 1900 году русская матрешка появилась на всемирной выставке в Париже. Далее она побывала ещё во многих городах и стала одним из самых популярных сувениров мира.

И талисманом сегодня на уроке русского языка будет матрёшка. Она поможет нам повторить, обобщить знания о склонениях существительных и падежах, вспомнить словарные слова, 3 орфографических корня, научит различать Т.п. существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Постарайтесь работать грамотно, аккуратно. Будьте внимательны.

II. Чистописание.

а) – Запишите число: Двадцать седьмое ноября. Классная работа.
– Скажите, в этих словах есть имя существительное? Определите другие части речи, которые встретились здесь.
– Как вы думаете, 27-ое – это существительное, прилагательное, глагол?
– Эта часть речи называется числительное. С ней вы познакомитесь в 5 классе.
– Кто догадался, почему этой части речи дали такое название?
– Что это за знаки на доске?

Это окончания существительных по склонениям.

III. Теоретический опрос.

– Что такое имя существительное?
– Как изменяются имена существительные? Что они имеют?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
– Что такое склонение?

Вспомним окончания существительных 1, 2, 3 склонений.

1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. -а, -я £ , -о, -е ь £
Р.п. -и, -ы -а, -я
Д.п. -у, -ю
В.п. -у, -ю £ , -а, -я, -о, -е Ь £

IV. Изучение нового материала.

1) – В этой матрёшке 5 маленьких матрёшек. И самая первая нам приготовила задание.
– Какой падеж идет за В.п.? Узнайте всё об этом падеже.
– Давайте, вспомним, какие вопросы задают к существительным Т какие предлоги употребляются с Т.п.

– Приведите примеры с предлогами.

Чтобы определить, какое окончание у существительных в Т.п., нужно поставить любое существительное 1 скл. в Т.п., 2 скл. в Т.п., 3 скл. в Т.п.. В предложении являются второстепенным членом предложения
– дополнением.

2) Работа по учебнику.

а) Чтение правила.
б) Практическая работа. Выполнение упражнения 208 с комментированием по цепочке. Определить Т.п. существительных, выделить окончания, определить склонение существительных.

V. Словарная работа.

– А давайте, ребята, посмотрим, какое же задание нам подготовила вторая матрешка.
– Она очень любит словарные слова, и они находятся у вас на партах в “волшебных конвертах”. Нужно вставить пропущенные буквы.

VI. Практическая работа.

Третья матрешка любит работать самостоятельно.

а) Упражнение 209 (самостоятельно).
б) Индивидуально по карточкам 4 человека. Проверка.

VII. Физкультминутка. (Мы матрешки….)

VIII. Работа у доски и е тетрадях.

1) На доске запись:
По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских и полховско-майданских. Мы гордимся русской матрешкой. Задание:
а) произвести синтаксический разбор предложения.
б) разобрать слова по составу.
в) выполнить фонетический разбор.
г) определить падеж и склонение всех имен существительных.
2) – А четвертая матрешка нам приготовила интересное задание. Она предлагает поставить существительное в нужном падеже, окончания выделить. (Дети выходят к доске.)

Р.п. Д.п. Т.п.
родина
дом
дочь
солнце

Дети делают вывод об окончаниях имен существительных в 1. 2, 3 склонениях в Тв.п.

IX. Творческая работа.

Это пятая матрешка.

  • Из первого предложения взять определение и написать с большой буквы.
  • Из второго предложения взять подлежащее.
  • Из третьего предложения взять сказуемое.
  • Дальше записать слово “своей”.
  • Из следующего предложения выписать существительное в Т.п.

Мы любим русский язык.
На площади толпится народ.
Папа гордится сыном.
Для него Россия стала родиной.

Получилось:

Русский народ гордится своей Родиной.

– Назовите словарные слова, дайте характеристику предложения. Подчеркните основу. Определите Т.п. существительных.

XI. Итог урока. Обобщение. Оценивание.

А теперь вернем матрешки на место. А для этого мы должны вспомнить, что нового мы узнали на уроке, чему научились.

XII. Домашнее задание.

Упражнение 210 (знать таблицу окончаний существительных по склонениям).