Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма. 2-й класс

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: 2


Презентация. Слайд 1

Задачи:

  • учить различать кинетически сходные буквы б – д в слогах и словах путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
  • активизировать зрительное внимание, память и тактильное восприятие;
  • обогащать словарный запас учащихся по теме “Животные. Птицы.”
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Оборудование: индивидуальные зеркала; артикуляционные профили; карточки на каждого учащегося /элементы букв, слоги, слова/; компьютер.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет согласный, глухой, твердый звук.

II. Сообщение темы урока.

Слайд 2

– Сегодня мы с вами будем учиться различать рукописные буквы, а какие, вы узнаете, определив первые буквы в словах – отгадках.
Учащимся предлагается отгадать загадки, выделить первые звуки в словах – отгадках.

Слайд 3

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)

– Какой первый звук в слове “белка”? Дайте характеристику. Какой буквой обозначается звук?

Слайд 4

– В слове-отгадке выделяется первый звук (дается характеристика звука) и соотносится с буквой. На что похожа буква Б?

Слайд 5

Хоть я не молоток – по дереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел.)

Слайд 6

– Определяется первый звук в слове-отгадке и соотносится с буквой.
– Тема нашего занятия …

III. Сравнение артикуляции звуков.

Слайд 7

Уточнение артикуляции [б’]. Работа перед зеркалом: произнести и охарактеризовать звук [б’].
Звук [б’] согласный, звонкий, парный, взрывной, мягкий. Преграда – сомкнутые губы.
При звуке [б’] губы образуют смычку, которая с шумом прорывается воздушной струей, выходящей изо рта, при этом кончик языка упирается в нижние зубы.
При звуке [б’] связки вибрируют. Приложить тыльную сторону ладони к шее, чтобы проверить это. Обращается внимание детей на положение органов артикуляции при произнесении данного звука.
Уточнение артикуляции звука [д’]. Произнести и охарактеризовать звук [д’]. Работа перед зеркалом.
Звук [д’] – согласный, звонкий, парный, взрывной, мягкий. Преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (д – десны).
– Сопоставление звуков [б’] -[д’] по артикуляции.
Общее: согласные, звонкие, мягкие, взрывные, мгновенные согласные.
Разное: место преграды: б – губы, д – десны.
– Перед зеркалом учащиеся наблюдают за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: [б’] и [д’].

ΙV. Βосприятие визуального образа букв, визуальное узнавание букв.

Слайд 8

– Посмотрите на букву б. Из каких элементов состоит эта буква? (Из полуовала и закругленной линии вверх, вправо, как хвост у белки.)
– Посмотрите на букву д. Из каких элементов она состоит? (Из полуовала и петли.)
– Где расположена петля по отношению к полуовалу в букве д? (Внизу и справа, как хвост у дятла).
– Значит, чем же похожи буквы д и б?
– Чем различаются эти буквы?
Дети пальцем пишут буквы б и д в воздухе, проговаривая элементы букв.
Буква б вписывается в силуэт белки, а буква д – в силуэт дятла.

Слайд 9

Вывод: звук [Б] – “взрываются” губы, буква б – хвост белки (вверх); звук [Д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

VІІ. Дифференциация букв Б – Д. Работа в тетрадях.

1. Дифференциация букв Д – Б изолированно.
Поэлементная запись букв б, д с проговариванием (по опорным точкам).
2. Дифференциация букв Д – Б в слогах.
Запись слогов по заданию логопеда. Дети проговаривают, какую букву они пишут, направления элементов букв.
Да, бо, бу, до, сба, здо, дро, бра, аба, уда.

V. Физкультминутка.

Слайд 10

Давайте посмотрим, что делает белочка. (Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики.) (Дети выполняют движения по тексту с соответствующей интонацией и доброжелательно-шутливой мимикой. Текст читает логопед, затем дети проговаривают вместе с логопедом.)

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмические хлопки ладонями и удары кулачками.)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

VІ. Дифференциация звуков [б], [д], [б’], [д’] в словах.

В названии каких животных и птиц встречаются звуки [б], [д], [б’], [д’].

Слайд 11

Учащимся предлагается назвать ряд предметных картинок: бык, зебра, индюк, бегемот, лебедь, верблюд. Дети их последовательно называют, выделяя в словах звуки [б], [д], [б’], [д’]. Определяют наличие и место в звуков [б], [д], [б’], [д’] в словах (начало, середина, конец). Гиперссылка.

Слайд 12

Учащиеся записывают в тетрадях слова, названия животных и птиц, дописывая элементы букв по опорным точкам.

Слайд 13

Проверка правильности написания букв Б, Д в словах.

VIII. Подведение итогов занятия.

– Чем отличается произношение звуков [б] – [д], [б’] -[д’]?
– Что может служить опорой для правильного написания букв Б – Д?