Крестовые походы и их последствия

Разделы: История и обществознание


Цели образовательные:

  • повторить и закрепить знания по темам "Католическая церковь в XI-XIII вв.", "Первые крестовые походы";
  • сформировать представление о роли и месте крестовых походов в мировой истории;
  • познакомиться с наиболее яркими страницами крестовых походов в мировой истории;
  • показать, что влияние католической церкви во многом определило судьбу средневековых европейцев и восточных народов;
  • охарактеризовать крестовые походы кА захватнические, уничтожительные войны против народов Востока.

Цели развивающие:

  • развивать правильную монологическую речь, творческие способности и логическое мышление учащихся.

Цели коррекционные:

  • коррекция памяти (на основе игры "крестики и нолики", наглядного материала);
  • коррекция внимания ("исторический конструктор", раздаточный материал "Последствия крестовых походов", смена видов работ);
  • коррекция зрительной перцепции (упражнение "зашумленные слова").

Цели воспитательные:

  • воспитывать правильное отношение учащихся к понятиям добра и зла, отрицательное отношение к захватническим войнам крестоносцев;
  • учить на историческом примере крестовых походов истине: "нельзя совершать даже малое зло во имя большого блага".

ЗУН:

  • работать с картой;
  • формулировать определения;
  • обобщать и выделять главное;
  • знать основные даты, территории, охваченные крестовыми походами.

Оборудование:

  • DVD-проигрыватель;
  • диск "Царство небесное";
  • иллюстративный материал;
  • карта "Крестовые походы";
  • черный ящик с гвоздикой;
  • книга "История глазами детей";
  • раздаточный материал: тесты, "Последствия крестовых походов".

Эпиграфы к уроку:

":За нас Христос, исполненный любови, погиб в земле, что турку отдана. Зальем поля потоком вражьей крови, иль наша честь на век посрамлена!" (Конон де Бетюн. XII в.)

"Не совершайте маленькое зло во имя большого блага".

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Во вступительном слове учитель настраивает, мотивирует учащихся на активную работу в течение всего урока, знакомит с планом урока.

II. Повторение.

1. Учащимся предлагается сочетание упражнения "зашумленные слова" и "исторический конструктор". Используя следующие слова 1) церковь, налог, 1/10, урожай; 2) грех, грамота, прощение; 3) группы, права, наследство, обязанности учащиеся должны назвать термин и сформулировать к нему определение. Ответы-подсказки с терминами находятся в "зашумленных словах": орщывмсословиелодииндульгенцияловмдесятинавал.

Например: индульгенция - это грамота, на прощение грехов.

2. Класс делится на две группы: крестики и нолики. На доске - игровое поле с девятью закрытыми вопросами:

1 1099 г. 2 Инквизиция 3 1054 г.
4 Жители каких европейских стран принимали участие в крестовых походах? 5 Глава католической церкви 6 Перечислите участников крестовых походов
7 1096 г. 8 Кто этот исторический
герой?
9 Цели крестовых походов

Свой знак на игровом поле ставит та команда, которая правильно отвечает на вопрос. Перед постановкой 4-го вопроса выходит учащийся в костюме средневекового певца и читает стихотворение А.Майкова:

У трона герцоги, бароны и красных кардиналов ряд,
Вокруг их - сирых обороны - толпою рыцари стоят:
В узорных латах итальянцы, тяжелый шваб и рыжий бритт,
И галл, отважный сибарит, и в шлемах с перьями испанцы.
Здесь строй норманнов удалых как в масках шлемах пудовых.

Перед постановкой 8-го вопроса в костюме папы римского выступает ученик с речью Урбана II на Клермонском соборе.

3. Вопрос классу: какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах?

III. Изучение нового материала.

1. Дальнейшие крестовые походы.

Слово учителя. Проходят годы после первого крестового похода: Государства крестоносцев начинают терять свои позиции, так как мусульманам удается отвоевать Эдессу, между собой новые христианские государства враждуют. А в XII в. мусульмане объединяются в одно сильнейшее государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии, Сирия. Во главе него стоял египетский правитель - Салах ад-Дин (запись в тетради и на доске).

В 1187 г. Салах ад-Дину удалось разгромить крупные силы крестоносцев у Тивериадского озера близ Иерусалима и осадить город. Осада Иерусалима длилась 6 дней.

2. Просмотр фрагментов художественного фильма "Царство небесное" о взятии Иерусалима мусульманами. Дискуссия с учащимися об идее и смысле художественного фильма.

3. Работа с датами на доске и в тетради.

4. 3-й и 4-й крестовые походы.

Третьим крестовым походом крестоносцы-феодалы пытались обратно вернуть Иерусалим. Возглавили его три европейских короля: Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце. Этот поход сопровождали бедствия: сначала утонул Фридрих, потом в разгар войны поссорились Филипп и Ричард, поход закончился неудачей. Но Ричард смог захватить порт Акру и добиться небольших уступок от султана - за крестоносцами остался кусочек Средиземноморья и 3 года разрешено посещать Иерусалим паломникам.

Четвертый крестовый поход показал настоящую сущность, причину всех крестовых войн.

Крестоносцы собрались отправиться в Египет морем, но венецианский дож - правитель - Энрико Дандоло за услугу переправы на кораблях уговорил крестоносцев вмешаться в дела Византии с целью ослабить торгового конкурента на Востоке. Папа Иннокентий III поддержал идею. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, посадили на престол Исаака II, но он не смог отблагодарить крестоносцев, тогда в 1204 г. они штурмовали Константинополь и разграбили его (дискуссия с учащимися об истинной причине крестовых походов).

5. Детские крестовые походы.

В деревне Клойе во Франции был пастушок Стефан, глубоко верующий человек. Однажды к нему подошел странник и вручил "послание небес". Странник велел мальчику отнести письмо французскому королю. Стефан и его друзья отправились в поход. По дороге к ним присоединилось много детей. Они шли с крестами и свечами в руках, монотонно распевая молитву. Но король отказался присоединиться к походу и сказал, что они должны быть послушными и вернуться домой.

В этом же 1212 г. дети Германии пошли в поход во главе с мальчиком Николосом. Но, добравшись до Италии, они были ограблены или убиты, умерли от голода. Большая часть детей утонула во время бури, а другая часть была продана в рабство. Вот так бесславно закончились детские походы.

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, зачем дети шли в походы? Были ли у них такие же хищнические интересы как у взрослых?

6. Конец крестовых походов и их последствия.

8-ой поход был направлен в северную Африку и тоже стал неудачным. Во главе войска крестоносцев стоял Людовик IX Святой - французский король. И вдруг у стен крепости разразилась эпидемия чумы. Христианские лекари искали европейские травы, которыми можно было спастись, но не нашли. И вот им попался яркий алый цветок, словно кровь разлилась по его лепесткам. Отвар из него спас немало рыцарей, но король умер от болезни. Этот цветок находится в черном ящике (назовите его).

После 8-го похода на призывы папы феодалы перестали откликаться. Таким образом, к концу XIII в. перестала существовать Иерусалимское королевство.

Какими же были последствия крестовых походов:

  • Что принесли крестовые походы народам-мусульманам, византийцам?
  • Посмотрите раздаточный материал: в крестах зашифрованы последствия крестовых походов, это в основном то, что принесли крестоносцы в европейскую жизнь от мусульман. Попробуйте сформулировать последствия крестовых походов.

  • Почему эти последствия помещены в красные кресты, как вы думаете?

IV. Заключительная часть.

Слово учителя: таким образом, "Гроб Господень" остался за "неверными". Эта утрата сопровождалась огромными жертвами, навеки оставшимися в святой земле. Но вместе с вернувшимися крестоносцами в Европу пришли новые знания и мастерство, ветряные мельницы, тростниковый сахар, обычаи гигиены. Так, многим поделившись и забрав в уплату тысячи жизней, Восток не уступил ни шагу Западу. Великая битва, длившаяся двести лет, завершилась в ничью.

1. Тестовое задание "Крестовый походы".

1. Начало крестовых походов.

  1. 1212 г.;
  2. 1096 г.;
  3. 1099 г.

2. Истинная цель крестовых походов.

  1. освободить "гроб Господень";
  2. обратить мусульман в христианство;
  3. захватить богатые земли Востока.

3. Детские крестовые походы.

  1. 1099 г.;
  2. 1204 г.;
  3. 1212 г.

4. равитель мусульманского государства, захвативший Иерусалим.

  1. Алладин;
  2. Салах ад-Дин;
  3. Харун ар-Рашид.

5. Город, который послужил "яблоком раздора" между христианами и мусульманами.

  1. Константинополь;
  2. Генуя;
  3. Иерусалим.

2. Чайнворд (дополнительное задание).

1). Правитель мусульман, отвоевавший Иерусалим, захваченный крестоносцами.

2). Церковная десятина.

3). Индульгенция.

4). Что научились выращивать крестоносцы на Востоке?

3. Подведение итогов урока.