Путешествие в Древнюю Финикию. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели образовательные:

  • повторить и обобщить изученный материал по истории древнейших государств Востока;
  • познакомиться с государством Восточного Средиземноморья, Древней Финикией;
  • определить вклад финикийского народа в культуру народов мира.

Цели коррекционные:

  • развитие внимания, скорости выполнения задания (тестовые сигнальные задания);
  • развитие основных мыслительных функций: анализа, синтеза;
  • развитие логического мышления;
  • коррекция зрительной перцепции;
  • развитие моторики.

ЗУН:

  • уметь работать с картой (реконструкция);
  • уметь анализировать, обобщать;
  • знать географическое положение, природные условия государства Финикия; занятия и особенности жизнедеятельности финикийцев;
  • определять какой вклад в культуру народов мира внесли финикийцы.

Оборудование:

  • экран;
  • компьютер;
  • проектор:
  • сигнальные карточки;
  • финики (плоды);
  • красочный тканевый мешочек;
  • стеклянные шарики;
  • пурпурная краска;
  • раздаточный материал "испорченная карта".

Ход урока

I. Организационный момент. Во вступительном слове учитель настраивает, мотивирует учащихся на активную работу в течение всего урока, знакомит с планом урока.

II. Повторение.

1. Слово учителя: В этом году на уроках истории мы с вами познакомились с некоторыми древнейшими государствами Востока. Подумайте, о каких народах и государствах идёт речь. Объясните свой ответ.

Презентация.

На экране проецируется ряд слайдов (упражнения на синтез и анализ):

Слайд 1-3.

2. Составьте предложение, используя слова: глина, клинопись, таблички. Слайд 4.

3. Найдите спрятанные слова, связанные с одним из древнейших государств:

МТУРВАВИЛОНИЯХОРЗЧТЗХАММУРАПИЛВГ

Слайд 5.

4. Следующее тестовое задание предлагается в качестве фронтальной проверки знаний.

У учащихся на столах сигнальные карточки с цифрами. Выполняя следующие тестовые задания, ребята поднимают правильно выбранный номер ответа, учитель в своей карте фиксирует ответы учащихся. Слайд 6-10.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя: Ребята, сегодня нам предстоит совершить путешествие в страну, название которой спрятано в теме нашего урока. Помогите отгадать! Слайд 11.

Запись на доске:

Первая часть слова - сладкие плоды Египта и Двуречья, косточки плодов в Двуречье использовали в качестве топлива. Что это?

Вторая половина названия - ребус: Молодцы!

Наша тема: Древняя Финикия (угощение ребят финиками).

2. На экране проецируется карта Финикии. Слайд 12. Учитель рассказывает о географическом положении и городах Финикии, после чего учащимся раздаются поврежденные (обожженные) карты, где отсутствуют различные фрагменты в большей, или в меньшей степени (разноуровневые задания). На данном этапе ребята занимаются "реконструкцией" карты.

3. Слово учителя: Финикийцы были отличными мореплавателями. А чем они занимались, плавая по морям? (торговлей). Финикийские купцы вели оживленную и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю. Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали материал для письма - папирус (по-гречески библос). Отсюда позже произошло название священной книги христиан - Библия, означающее "книги", а также слово "библиотека". Финикийские мореплаватели, в тех землях, где вели торговлю основывали поселения - колонии, которые впоследствии превращались в богатые, многолюдные города (на экране карта "Финикийские колонии"). Слайд 13.

4. Дальние путешествия не помешали им стать великими изобретателями. В нашем "мешке секретов" хранится самое популярное изобретение человечества, которое используется нами ежедневно. Вот, что рассказывает нам легенда о появлении этого предмета. (Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988, с.98.)

Однажды финикийский торговый корабль, на котором везли соду, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней взяли куски каменной соды. Когда готовился обед купцы обратили внимание на то, что на огне сода стала плавиться, и, смешиваясь с песком и ракушками превращалась в струи прозрачной жидкости. Что это за жидкость? О каком изобретении идёт речь? (стекло)

Финикийцы одними из первых научились делать прозрачное стекло.

На экране появляются изображения финикийских изделий из стекла. Слайд 14. Учитель вынимает из мешочка стеклянные шарики и раздаёт ребятам.

5. Проводится физминутка: массаж ладоней, пальцев рук с помощью шариков.

6. Слайд 15. О втором "секрете в мешке" древняя легенда рассказывает такую историю (Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.:Просвещение, 1990, с.36-38.) (на экране появляется слайд по мотивам легенды):

После третьего дня, бушевавшей бури бедный мельник осмелился выйти из своей хижины на морской берег. Издалека он увидел великана, гуляющего с огромной собакой. Навстречу великану шла прекрасная женщина, подобная богине. Услышав диалог великана и красавицы, мельник понял, что встретились бог Мелькарт и нимфа Тиро - покровители города Тира. Пока бог и нимфа беседовали, собака брела по следам своего господина, вынюхивая берег. Вдруг пёс опустил морду, что-то схватил, хрустнул и завыл, катаясь по земле. Мелькарт, желая помочь собаке, раскрыл пасть и мельник увидел, что она кроваво-красная. Бог ударял собаку по шее и не успокоился, пока та не проглотила предмет, застрявший в горле. Нимфа Тиро, восхищаясь испачканной окраской пасти собаки, стала просить Мелькарта окрасить свой хитон в такой же цвет. Мельник подсмотрел, что Мелькарт что-то собирает на берегу. Когда бог заставил нимфу снять хитон, мельник закрыл глаза, так как знал, что смертные увидев нимфу обнаженную, превращаются в камень. А когда он открыл глаза, Мелькарт, Тиро и пёс были уже далеко, а на нимфе сверкал хитон цвета заката.

Мельник кинулся к берегу и понял, как бог окрасил хитон: на берегу валялись раздавленные раковины, которые разгрыз пёс. Взяв дома мешки, мельник насобирал морские раковины и, принеся домой, перемолол их на мельнице, получив драгоценное изобретение.

Ребята! Так что же находится в "секретном мешочке"? (пурпурная краска). Существует мнение учёных, что название Финикия означает "пурпурный".

7. Торговля требовала ведения быстрых записей. Иероглифы и клинопись, с которыми вы уже познакомились, для этого не годились, так как были сложны, поэтому финикийцы стали создавать такую систему, которой можно было овладеть. И они изобрели то, чем мы пользуемся с первого класса! (алфавит). У финикийцев он состоял из 22 знаков - букв, которые обозначали уже не слово, а один звук.

Рассмотрев на экране алфавит финикийцев, учащиеся должны найти, чего в нём не хватает (в нём нет гласных). Слайд 16.

8. Учитель предлагает ученикам в конце тетради продолжить заполнение таблицы "Изобретения мира", дополнив её финикийскими изобретениями.

9. На следующем этапе учащиеся читают текст учебника о финикийских разбойниках-работорговцах.

IV. Закрепление

  • Как мы сможем схематично зарисовать Финикию в тетради?
  • Какой вклад в мировую культуру внёс финикийский народ?
  • Перечислите основные города Финикии, назовите занятия финикийцев.

Домашнее задание:

  • составить ребус, кроссворд по теме;
  • придумать и нарисовать эмблему Финикии.