Урок-зачет в игровой форме по теме "Преданья старины глубокой"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Повторить и закрепить знания по древнерусской литературе.
  • Расширить представления о положении русской земли в эпоху “ Слова”.
  • Продолжить работу над развитием речи.

Ход урока

Это произведение исключительное,
но исключительность его не есть нечто
непонятное для его времени.
“Слово” не оторвано от своего времени,
– оно насыщенно всеми особенностями
своей эпохи: вот почему оно так живо,
так конкретно, так реально
и так волнует нас спустя столетия

Д.С. Лихачев.

1) Целеполагание и мотивация.

– Ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по гениальному памятнику древнерусской литературы “ Слово о полку Игореве”. Тема нашего урока звучит так: “ Преданья старины глубокой”. “ Слово” было написано давно, но оно и сейчас остается актуальным и интересным для читателя. Это произведение необычайного художественного мастерства, глубоко народное и глубоко гуманное. Как сказал один из современных исследователей “Слова” Дмитрий Сергеевич Лихачев: “ Это произведение исключительное, но исключительность его не есть нечто непонятное для его времени. “ Слово” не оторвано от своего времени, – оно насыщенно всеми особенностями своей эпохи: вот почему оно так живо, так конкретно, так реально и так волнует нас спустя столетия”.

– Эти слова Д.С. Лихачева я взяла эпиграфом нашего урока. Урок мы проведем необычно в форме заседания редакционного совета. Каждый из вас сегодня попробует себя в качестве библиографа, литературоведа, историка, географа, лингвиста. Роль на уроке вы выберите сами. Итак, начнем урок.

2) Актуализация опорных знаний.

– Уважаемые дамы и господа! Мы собрались на сегодняшнее заседание редакционного совета, чтобы дать ответ на довольно важный вопрос. Дело в том, что к нам попала рукопись неизвестного автора. Но у нас издательство почтенное, уважаемое и рисковать своей репутацией мы не можем. Следовательно, задача нашего редакционного совета будет состоять в следующем: узнать имя неизвестного автора и, обсудив достоинства и недостатки его творения, решить, стоит ли нам публиковать его. В работе совета примут участие: библиограф, историк, литературовед, лингвист, переводчик, артист и независимый читатель.

– Ребята, у каждого из вас на столе лежат задания, посмотрите их. На обдумывание их 3 мин, этого времени будет достаточно, так как обо всем мы с вами говорили на предыдущих уроках.

Известный поэт Саади сказал:
Всяк, кто живет, уйдет,
Бессмертен только тот,
Кто славу добрую
При жизни обретает.

Перед нами рукопись , говорят гениальная, но мы даже не знаем автора этого произведения. Может быть, нам в этом поможет разобраться библиограф.

Вопросы библиографам:

1) Кто был автором “ Слова”. Привести доказательства из текста. (Ученик отвечает).

– Авторство “ Слова” мы так и не установили, хотя из слов библиографа мы узнали, что это один из образованнейших литературно одаренных людей своего времени. А что могут сказать историки об истории создания “ Слова”.

Вопросы историкам:

1) Рассказать о культуре Древней Руси.

2) Открытие “ Слова”, его издание. (Ученик отвечает).

– Библиографы, историки это, конечно, хорошо, но все – таки самый лучший критик – это читатель. Давайте спросим у них.

Вопросы читателям:

1) Интересно было читать “Слово”?
2) Назовите главных героев “Слова”?
3) Пересказать кратко сюжет “Слова”.
4) Как вы думаете, нужно ли печатать это произведение? ( Ученики отвечают)

– Каждое произведение имеет свое построение, свою тему, идею. И в этих вопросах всех лучше разбирается литературовед.

Вопросы литературоведам:

1) Композиция “ Слова”
2) Идея “ Слова”
3) С какой целью автор водит “ золотое слово Святослава” (Ученик отвечает)

– Призыв к единению автор “ Слова” воплотил и в образе Земли русской. Она тоже является центральным образом “ Слова”. Как гласит античный афоризм “надо, чтобы Родина была для нас дороже нас самих”. И автор именно так и воспринимает Родину как единое целое. О необъятных просторах нам поведает географ.

Вопросы географам:

1) Назовите географические названия, введенные в круг повествования.
2) Родная природа в “ Слове”.
3) Как вы думаете, следует ли печатать рукопись? (Ученик отвечает).

– Русская Земля – это и народ, и воины, и князья, пахари, их жены. Если “ золотое слово Святослава” – это политическая идея слова, то плач Ярославны – его лирическая тема. Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи. Достаточно представить одинокую женскую фигуру и сердце сожмется от жалости. Слово вам артисты.

Выступают артисты

1) Наизусть плач Ярославны.
2) Чем тебе дорог образ Ярославны.

– К каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня? Слово близко и к былинам, и к плачам, песенным прославлениям, но в целом это не плач. Народная поэзия не допускает смешение жанров. “ Слово” – это произведение книжное, но очень близкое к жанрам народной поэзии. Это, по– видимому, особый род книжной поэзии, может быть, еще не успевший окончательно сложиться. Если мы присмотримся к художественным средствам, которыми пользуется автор, то убедимся, что он в основном черпает их из народной поэзии. О языке произведения нам расскажет лингвист.

Вопросы лингвистам:

1) Приведите примеры художественных средств в “Слове”.

Язык “Слова” красив, выразителен, но труден. Может быть, нам помогут переводчики.

Вопросы переводчикам:

1) Как писался древнерусский текст?
2) Как читается буква ять (Ученики отвечают).
3) Аналитическая часть. Рефлекторный этап.

– Давайте, подведем итог нашему заседанию. Стоит ли печатать рукопись. (Ученики отвечают)

– Оценив достоинства и недостатки, мы приходим к выводу, что печатать это произведение стоит, но как мы напечатаем без обложки. Слово художникам.

1) Нарисовать обложку к “Слову”, объяснить свой выбор.

– Умирая, человек продолжает жить, – он живет в своих делах. И важно при этом то, что в человеке жило, живет и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Это относится не только к людям, но и к памятникам искусства. Произведения искусства воплощают в себе длительные народные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. Становятся современными. А в чем современность, новаторство “ Слова”. Я попросила литературоведа подготовить сообщение на эту тему. Слово литературоведу.

– “Слово” продолжает жить в сотнях произведений русской литературы 19 и 20 в, мы вправе считать это произведением не только древним, но и современным. Оно живет в действительности, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Подине.

Более чем восемь с половиной веков живет “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но возрастает и расширяется. Такова власть над временем “Слова”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.