Интегрированный урок (литературное чтение + музыка) "К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • раскрытие идеи и смысла рассказа К.Паустовского “ Корзина с еловыми шишками”
  • развитие навыков умения анализировать эмоциональное состояние героев,
  • выразительности чтения, творческих способностей;
  • воспитание любви к музыке.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского, портрет Э.Грига, музыкальный диск

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

(Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения)

3. Введение в тему урока

А) Дети работают по карточкам в группах. Каждая группа получает по 4 каточки с отрывками из изученных произведений Паустовского

1 карточка – отрывок из сказки “Стальное колечко”
2 карточка – отрывок из рассказа “Заячьи лапы”
3 карточка – отрывок из рассказа “Барсучий нос”
4 карточка – отрывок из рассказа Подарок”

Б ) Озвучивание отрывков и название произведений Паустовского

В) подготовленный ученик кратко рассказывает из биографии К.Паустовского

Ученики называют с произведением какого автора будут знакомиться на уроке

4. Работа по теме урока

1) Учитель обобщает выступления детей.

В своих произведениях написанных для детей Константин Георгиевич Паустовский

(Обращает внимание на портрет) рассказывал о таинствах природы, о гармонии всего живого с целым миром. А еще Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Много путешествуя, он встречался со многими замечательными людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей. Сегодня мы познакомимся с рассказом об одном из таких замечательных людей “Корзина с еловыми шишками”.

2) Словарная работа (учитель музыки)

Город Берген– город в Норвегии

Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене в купеческой семье 15.06.1843 года и прожил 64 года. Отец был британским консулом. Мама пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование. Музыка мальчика притягивала с шести лет. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальное произведение, был великий сказочник Г. Х. Андерсен. Высоко ценил его талант великий русский композитор П. И.Чайковский. Он писал: “Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца”.

Талант – выдающиеся вражденные качества, особые природные способности

Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков.

Ботфорты – сапоги с длинными голенищами.

5. Работа с произведением “Корзина с еловыми шишками”

* чтение с отрывом
* чтение по ролям
* чтение учителем под музыку Грига “Концерт” от слов “Сначала она не слышала…. и до конца”

6. Беседа эмоционально оценочного характера

Учитель музыки. О ком этот рассказ? Что запомнили о девочке Дагни?

Учитель. Какие картины представили себе, слушая это произведение?

Как познакомились герои произведения?

Музыкальная физминутка

7. Выборочное чтение

Учитель музыки. Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Подтвердите словами текста. Где сочинял Э. Григ музыку для дочери лесника? Прочитайте.

Учитель. Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите.

За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.

Почему рассказ назван “Корзина с еловыми шишками”. Мы ведь так много говорили о музыке Грига?

8. Творческая работа

Какие приемы использовал автор в тексте описания осени, зимы, леса. Выпишите в тетрадь по чтению сравнения, олицетворения, метафоры

Проверка работы с экраном. Самооценка.

9. Подведение итога урока

Учитель. “ Волшебник и великий музыкант”. О ком эти слова? Чьи эти слова?

Какова главная мысль произведения? Что вы взяли с этого урока для себя поучительного? Чем запомнился рассказ?

Учитель музыки. Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его навечно ушедшим от нас? Что сделало бессмертным Грига?

Учитель. Да. Мы должны быть благодарны писателю К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе. Оба они – великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

10. Домашнее задание

1 группа – выразительное чтение диалога Дагни с Григом

2 группа – перечитать рассказ, выразить в цвете красками свои чувства, которые возникают при слушании музыки Э.Грига.

11. Рефлексия

Ребята, давайте простимся с интересным уроком уже знакомой вам песней Грига “Заход солнца”

Дети исполняют под музыку песню Эдварда Грига “заход солнца”