Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования через государственные стандарты

Разделы: Администрирование школы


Презентация

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования, и образовательные программы. Федеральный закон "Об образовании" (ст. 7) вводит "…государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национальнорегиональный компоненты". В соответствии с требованиями общественного развития Российской Федерации "в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных, определяющие
в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования". Новые поколения государственных стандартов фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Так возникает необходимость дифференциации и индивидуализации обучения.

Индивидуализация — это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе.

Индивидуализация образования в школе осуществляется через:

Вариативность содержания:

  • базовый компонент;
  • школьный компонент.

Организацию образовательного процесса:

  • занятия по индивидуальному выбору;
  • уроки;
  • индивидуальный план (мастер-классы);
  • интенсив (английский язык);
  • индивидуальное обучение ;
  • семинары;
  • практикумы;
  • лекции;
  • консультации;
  • экскурсии;
  • тренинги.

Формы образовательного процесса:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные;
  • самостоятельные

Методы образовательного процесса:

  • проблемно-поисковые;
  • проблемные;
  • экспериментальные;
  • проектные;
  • аналитические;
  • самостоятельные;
  • фронтальные. И т д

Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения.

Дифференциация обучения учащихся выступает как способ индивидуализации педагогического процесса и практически может быть организована за счет базового образования, на основе которого будет осуществляться конструирование всех компонентов образования.

Различают следующие виды дифференциации:

  • региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
  • внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
  • в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
  • межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
  • внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

В отличие от зарубежных стран, где дифференцированное обучение учащихся введено в старшем звене, в средних общеобразовательных школах Республики Татарстан дифференцированное обучение вводится во всех звеньях учебно-воспитательного процесса.

В средней общеобразовательной школе дифференциация обучения организуется через систему подбора и создания специальных условий для учащихся с целью развития их индивидуальных особенностей и личностных качеств.

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в нашей школе реализуется в:

  • вариативности учебных планов, содержания;
  • в предоставлении возможности свободного выбора и самовыражения в сфере образования на основе способностей, склонностей, интересов и потребностей;
  • в развитии сферы внеурочной деятельности ребенка.

В работе с каждым возрастом мы расставляем приоритеты:

  • 1-4-е классы – развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.
  • 5-6-е классы – обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5-го класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива.
  • 7-8-е классы – формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
  • 9-11-е классы – формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении

Но старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

В концепции под профильным обучение понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Очевидно провозглашение принципов индивидуализации и дифференциации.

Индивидуализация профильного обучения направлена на самопознание школьников, выявление их истинных мотивов выбора профиля обучения, реальных образовательных потребностей и реализацию образовательной программы обучения в соответствии с интересами, возможностями и способностями.

Дифференциация профильного обучения нацелена на создание выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах.

Достоинства профильной дифференциации:

  • Развитие демократичного подхода к комплектации классов, при котором учитываются интересы и пожелания учащихся;
  • Повышение заинтересованности в оптимизации всего учебного процесса как среди учителей и администрации, так и родителей и учеников.
  • Создание предпосылок для профессионального самоопределения учащихся.
  • Реальный рост показателей качества процесса обучения, особенно по профильным дисциплинам.
  • Изменение сознания педагогов, вызванное необходимостью командной работы, и проектированием разноуровнего содержания.

Рассмотрим, в чем проявляется общее и особенное этих двух принципов по схеме. Общим является учет индивидуальных особенностей учащихся: склонностей, интересов и способностей учащихся. Особенное проявляется в реализации форм обучения. Мы считаем, что учет этих двух принципов в образовании позволяет перейти к личностно ориентированной системе обучения.

Принципы индивидуализации и дифференциации не могут быть реализованы в образовательном процессе без наличия принципа вариативности и открытости, так как выбор может быть осуществлен обучающимся только в вариативной открытой среде.

Вариативность как принцип профильного обучения характеризуется многоуровневостью и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, предоставления школьнику выбора свободно изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс.

Оправдали себя следующие способы дифференциации:

  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
  • задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);
  • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
  • предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Результаты участия в предметных олимпиадах.

2008 год – 9 призовых мест , 2009 год– 5 призовых мест, 2010 год – 5 призовых мест

Результаты участия в интеллектуальном марафоне

2008 год начальные классы 3 призовых мест ( русский язык, математика, окружающий мир)

2009 нач классы 1 место по русскому языку

2010 нач Кл 1 место по математике

2010 год интеллектуальный марафон предметов естественно-научного цикла

химия 3 место, биология 2 место

В 10-11-х классах обучение проводится по программе профильной школы. Учебный план профильных классов разработан таким образом, чтобы можно было усилить индивидуальный подход к учению, целенаправленно удовлетворять запросы старшеклассников в уровне и содержании образования с учетом их дальнейшей ориентации на получение профессии. Дифференциация содержания образования достигается:

  • за счет введения базового и профильного уровня преподавания;
  • за счет разработки системы элективных курсов;

Профиль обучения – Социально-гуманитарный.

На профильном уровне организовано обучение по предметам:

Русский язык– 3 ч. в неделю;
Литература – 4 ч. в неделю;
История – 4 ч.в неделю.
Право – 2 ч.в неделю.

Схема

Результаты ЕГЭ по МОУ Среднедевятовской СОШ Лаишевского района РТ 2010 год.

Предмет Средний балл по району Средний балл по школе
Русский язык 34,6 69,5
Математика 38,7 52
История 46 72
Обществознание 53,4 67
Биология 54,6 59

Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения , воспитания и управления мы должны учитывать прежде всего индивидуальность и неповторимость каждого человека.