Урок-обобщение по математике на тему "Решение логарифмических уравнений". 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока распределяются по трем уровням:

  • 1 уровень – решение простейших логарифмических уравнений, применяя определение логарифма, свойства логарифмов;
  • 2 уровень – решение логарифмических уравнений, выбирая самостоятельно способ решения;
  • 3 уровень - применение знаний и умений в нестандартных ситуациях.

Оборудования: печатные материалы с заданиями, оценочные листы, мультимедийный проектор, экран, опорные конспекты, таблицы с формулами.

Ход урока

Организационный момент. Ознакомление целью и задачами урока. Учащимся выдаются печатные материалы с заданиями и оценочные листы.

I. Учебный элемент №1

Цель: закрепить решение простейших логарифмических уравнений.

Указания учителя. Вспомните определение логарифма и основные способы решения логарифмических уравнений. Для этого ознакомьтесь с таблицей №1 “Определение и свойство логарифмов”.

Задания для самостоятельной работы на 5 минут.

1 вариант

а) log 5 x = 2

б) log 3(5x-1) = 2

в) lg (3x-1) = 0

г) log 3 x3 = 0

д) log 3 x2 = 0

2 вариант

а) log 0.4 x = -1

б) log 5 (3x+1) = 2

в) lg (2-5x) = 1

г) log 3 x3= 3

д) log 4 x2 = 3 (2б)

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (смотрите на экран). Проставьте количество набранных баллов себе в оценочный лист. Каждый пример оценивается в 1 балл.

Ответы:

1 вар. а) 25 б) 2 в) 2/3 г) 1 д) ±1

2 вар. а) 2.5 б) 8 в) -1.6 г) 3 д) ±8

II. Учебный элемент № 2

Цель: закрепить решение логарифмических уравнений, применяя свойства логарифмов.

Указания учителя. Вспомните основные свойства логарифмов (см. таблица №1 и №2). Найдите нужные вам формулы.

Задания для самостоятельной работы на 10 минут.

1 вариант

а) log 3(2х - 1) = log39

б) log 2(х-5)+log 2 (х +2) = 3

в) log 7(2x2 – 7x + 6) – log 7(x-2) = log 73

2 вариант

а) log 2(х + 3) = log 2 16

б) log 3(x-2)+log 3(x+6) = 2

в) log 3(x3-x) – log 3х = 1

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (см. на экран). Каждый пример оценивается в 2 балла. Проставьте набранные баллы в оценочный лист.

Ответы:

1 вар. а) 5 б) 6 в) 3

2 вар. а) 13 б) 3 в) 2

III. Учебный элемент № 3

Цель: закрепить решение логарифмических уравнений методом сведения к квадратному.

Указания учителя: Метод сведения к квадратному уравнению состоит в том, что нужно преобразовать уравнения к такому виду, чтобы некоторую логарифмическую функцию обозначить новой переменной, получив при этом квадратное уравнение относительно этой переменной.

Задания для самостоятельной работы на 10 минут.

1 вариант

а) 2log 23 х - 7 log 3 х + 3 = 0

б) lg 2 х - 3 lg х - 4 = 0

в) log 2 3 х - log 3 х - 3 = 2 lоg 2 3

2 вариант

а) log2 3 х - 3 log 3 х + 2 = 0

б) lg 2 х - 2 lg х - 3 = 0

в) 3log 2 8 х +2 log 8 х +2 = 0,5 lоg 0,5 3

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (см. на экран). Каждый пример оценивается в 2 балла. Проставьте набранные баллы в оценочный лист.

Ответы:

1 вар. а) 27; 3 б) 104; 1/4 в) 27; 1/9

2 вар. а) 3; 9 б) 103; 1/10 в) 1; 1/8

IV. Учебный элемент № 4

Цель: закрепить решение логарифмических уравнений, используя различные способы решения.

Указание учителя: вы прошли 1-й уровень усвоения материала. Теперь вам придется самостоятельно выбрать метод решения логарифмических уравнений, используя все знания и возможности (см. таблица №1 и таблица №2).

Задания для самостоятельной работы на 10 минут.

1 вариант

а) log22x – 9log8x = 4

б) xlog3x – 4 = 1/27

в) log 2 х - 2log x 2 = -1

2 вариант

а) log2 3 х +5log 9x – 1.5 = 0

б) xlgx = 1000x2

в) log 2 x + log x 2 = 2.5

Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу (см. на экран). Каждый пример оценивается в 3 балла. Проставьте набранные баллы в оценочный лист.

Ответы:

1 вар. а) 16; 1/2 б) 27; 3 в) 1/4; 2

2 вар. а) 1/27; 3 б) 1000; 0.1 в) 4; 2

Указание учителя: Молодцы вы освоили решения уравнений второго уровня сложности. Посчитайте общее количество набранных баллов.

Если вы набрали 20-26, то получаете оценку “5”.

Если вы набрали 14-19, то получаете оценку “4”.

Если вы набрали 9-13, то получаете оценку “3”.

Если вы набрали 0-7, то получаете оценку “2”.

Сдайте оценочные листы учителю.

V. Учебный элемент № 5

Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных и нестандартных ситуациях.

Презентация задач.

а) |x-3| lgx = 2 (x-3)

б) ln2 (x2 – 3x -9) = x2 – 8x – 8

в) log(x-6)2 (x2 – 5x + 9) = 1/2

г) logx-3(x2 – 4x)2 = 4

д) xlog4x - 2 = 2 3(log4x-1)

Учащиеся оценивают решение задач по критериям оценки выполнения заданий ЕГЭ по математике.

VI. Домашнее задание.

Приложение