Урок-путешествие "Деление натуральных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

1) совершенствовать вычислительные навыки учащихся; умения решать уравнения;

2) продолжить работу над текстовыми задачами;

3) развивать познавательную активность учащихся с помощью использования межпредметных связей математики и истории.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока (слайд 1, 2).

Тема сегодняшнего урока: “Деление”.

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки деления натуральных чисел, умения решать уравнения, продолжим работу над текстовыми задачами, а также вы сможете расширить свои знания по истории математики.

2. Устный счет.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в древнюю страну, название которой вы узнаете, если расшифруете несколько слов.

Для этого вы должны устно решить несколько примеров и затем сопоставить ответы с буквами.

(Слайд 3, 4)

76-39 93-15 85-26
56+17 36+28 44+39
7111 3411 5411
750:15 960:48 390:13
7200:200 5200:200 3600:300
65254 291258 25174
36 - И 26 - О 12 – К
73 – Е 64 – А 83 – Ф
781 – М 374 – Р 594 – И
6500 – С 2900 – Н 1700 – С
50 – Ф 20 – А 30 – Н
37 – М 78 – Ф 59 – С

Что у вас получилось?

Итак, назовите эту страну (Древний Египет). (Слайд 5)

3. Самостоятельная работа.

На уроке вы познакомитесь с некоторыми фактами из истории математики Древнего Египта. Наши познания о ней основаны главным образом на двух математических папирусах. Один из них – Московский, а название другого связано с именами людей, которые вы узнаете, если выполните следующие задания самостоятельной работы (Слайд 6, 7):

1) Выполните деление:

а) 3424:8             а) 6237:9

б) 35088:86         б) 61596:87

в) 13608:243        в) 15792:329

2) Найдите значение выражения:

k:12, если k=108; k=168 b:15, если b=120; b=210

9 – Е            8 – Н

56 – М         48 – Й

428 – А        693 – Р

14 – С          14 – Д

408 – Х        708 - А

Какие слова у вас получились? Второй папирус называется папирусом Райнда или папирусом Ахмеса. Этот папирус является древнеегипетским учебником по арифметике и геометрии Среднего царства, переписанный около 1650 г. до н.э. писцом по имени Ахмес. А обнаружен этот папирус в 1858 г. и часто называется папирусом Райнда по имени его первого владельца. Ныне большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне, а вторая часть в Нью-Йорке.

(Слайд 8)

4. Решение уравнений и задач.

Папирус представляет собой свиток, ширину и длину которого вы сможете узнать решив два уравнения. (Слайд 9, 10)

1) 3х + 47 = 143

2) 2х – 48 = 1052

Папирус Ахмеса является наиболее полным египетским задачником, дошедшим до наших дней. Сколько задач содержится в папирусе, вы узнаете, решив еще одно уравнение.

(х – 73) x 38 = 418

(Учащиеся, которые справятся с заданием быстрее других, работают по карточкам. Приложение 2)

Ребята, а чем занимались древние египтяне? (Слайд 11)

Египтяне использовали математику, чтобы вычислять вес тел, площади посевов и объемы зернохранилищ, размеры податей и количество камней, требуемое для возведения тех или иных сооружений, задачи в папирусе Ахмеса были как раз такого характера.

Давайте и мы с вами решим задачу (Слайд 12).

Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый?

Геометрия у древних египтян, сводилась площадей треугольника, прямоугольника и других фигур, объемов некоторых тел.

Но, несмотря на грандиозность египетских сооружений – пирамид, математика, которой пользовались египтяне, была простой и примитивной.

Ребята, скажите, а вы знаете, какая пирамида самая большая в Египте?

Пирамида Хеопса (Хуфу) – крупнейшая из египетских пирамид, единственная из “Семи чудес света”, сохранившихся до наших дней. Первоначально высота пирамиды составляла 146 м (примерно пятидесятиэтажный дом). Вычислите площадь основания пирамиды, если его периметр равен 920 м.

(Слайд 13)

5. Итог урока.

Какое действие с натуральными числами мы сегодня повторяли?

Как найти неизвестный множитель, делимое, делитель?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

(Выставление оценок учащимся).

Домашнее задание: придумайте и решите задачу, связанную с историей Древнего Египта. (Слайд 14)

Приложение 1.

Приложение 2.

Литература

1. А.Свеклина Интегрированные уроки//Первое сентября. Математика.- 2005, №2 – с.2-3.