Применение интерактивного оборудования Mimio на уроках литературного чтения в начальной школе. Г.Х. Андерсен. "Дюймовочка"

Разделы: Начальная школа


Учащиеся начальной школы впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Поэтому наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Наглядность в обучении младших школьников способствует тому, что у учащихся, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, отображающие окружающую действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Использование наглядных средств не только создают у школьников образные представления, но и формируют понятия.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Эту возможность реализует в обучении мультимедийная наглядность. Мультимедиа (multimedia от англ. multi – много и media – носитель, среда) – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих разные информационные источники: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты.

Использование интерактивного оборудования Mimio на уроках литературного чтения в начальной школе, позволяет не только в полной мере реализовать принцип наглядности, но и дает возможность ученикам проявить больше активности, самостоятельности, инициативности.

Рассмотрим применение интерактивного оборудования Mimio на уроке литературного чтения по программе М.П. Воюшиной, по теме Г.Х.Андерсен “Дюймовочка”.

После знакомства с содержанием сказки, приступаем к анализу персонажей, с целью выявления особенностей литературной сказки. На слайде изображены все герои, с которыми в своем путешествии встретилась Дюймовочка. На иллюстрации каждого героя гиперссылка на страницу, где должна идти работа по их характеристикам <Рисунок 1>. Причем, порядок работы с героями ребенок может выбирать сам.

Жаба- мать <Рисунок 2>. Задание: Из предложенных характеристик подберите те, которые подходят этому герою, и объясните свой выбор. Учащиеся самостоятельно подбирают характеристики и перемещают их на слайде. Несмотря на то, что автор называет жабу безобразной и отвратительной, она хорошая мать, заботиться о счастье своего сына, хочет угодить молодой невестке, видит красоту Дюймовочки.

Сын жабы <Рисунок 3>. В сказке автор лишает персонажа членораздельной речи, а авторы мультипликационного фильма по этой сказке дали возможность сыну жабы говорить, удачно ли такое решение? Выражает ли оно жизненные принципы персонажа.

У учащихся есть возможность посмотреть эпизод мультфильма в Mimio и ответить на вопросы.

Майский жук <Рисунок 4>. Вопросы: Что вы можете сказать об этом персонаже? Как он выглядит, добрый он или злой, почему он унес Дюймовочку? Найди в тексте описание его внешности. Здесь мы используем шторку, которая дает возможность закрыть тот или иной материал, и открыть его, когда нужно. За шторкой ответ. Подробного описания нет. Этот прием использует автор, чтобы показать, что персонаж лишен индивидуальности, у него нет своего мнения, он полностью зависит от других.

Полевая мышь <Рисунок 5>. Мышь пожалела Дюймовочку, приютила ее. Почему же автор пишет: “Она была, в сущности, добрая женщина”? Что изменится, если убрать слово “в сущности”? При работе в Mimio у детей есть возможность изменить предложение и посмотреть, как меняется его смысл. Слово можно переместить в корзину или просто зачеркнуть, используя маркер.

Крот <Рисунок 6>. Задание: Подберите к каждому описанию, героя, которому соответствует характеристика. Ученики могут по слайду перемещать тексты и иллюстрации, соотнося их. В результате у крота получается две противоположные характеристики, и дети могут сделать вывод о том, что характеристика персонажа зависит и от того кто дает ему эту характеристику.

Дймовочка <Рисунок 7>.Задание: Менялось ли отношение автора к главной героине, на протяжении всей сказки и как? Подбирая нужные слова, учащиеся рассматривают авторское отношение к героине.

Признаки волшебной и литературной сказки <Рисунок 8>. Задача детей, определить какие признаки волшебной народной сказки есть в сказке Андерсена (переход в другой мир, мотив пути, два мира: реальный и волшебный, свадьба). Какие особенности авторской сказки? На основе анализа делают вывод. В литературной сказке у героев сложный характер и есть авторское отношение к героям. Герои волшебной сказки делятся очень четко на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее, герои могут обладать сложным характером, и четко прослеживается авторское отношение к героям. Учащиеся могут в Mimio распределять самостоятельно понятия и дописывать, если посчитают, что какой-то признак упущен.

Интерактивное оборудование Mimio позволяет объединить экран для отображения информации и обычную маркерную доску, что дает возможность сделать уроки литературного чтения в начальной школе наглядными, эффективными, повышающими мотивацию обучения.

Рисунки