Рейтинг@Mail.ru

Фронтальное логопедическое занятие по теме "Звук [с], буква С, с. Этап автоматизации"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Автоматизировать правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.
  • Формировать навык слогового и звуко-буквенного анализа слов.
  • Обогащать словарь путем подбора родственных слов.
  • Развивать грамматический строй речи путем составления предложений с предлогом.
  • Формировать навык слогового чтения.

Оборудование:

  • презентация,
  • картинки на слоги СА, СО, СУ, СЫ,
  • раздаточный материал для звукового анализа.

Ход занятия

Организационный момент.

Речь с движением.

Как снежинки покружились
И на стулья опустились.
Будем слушать мы урок,
Чтобы он пошел нам впрок.

Как понимаете выражение "пошел впрок"?

2. Артикуляционная гимнастика (слайды 2 - 7)

3. Артикуляция звука [С], его характеристика, соотнесение с буквой (слайд 8).

На динамическом профиле рассматривается артикуляция звука, дается характеристика.

Затем дети соотносят звук и букву.

  • Что за буква светится в небе ясным месяцем?
  • В какую сторону смотрит?
  • Показать букву на пальцах.
  • Нарисовать в воздухе.
  • Какие звуки может обозначать? (твердый и мягкий)

4. Игра "Определите место звука в слове".

Звук [С] очень шаловливый, может прятаться в слове и в начале, и в середине, и в конце. Давайте поиграем в игру "Поймай звук". Каким цветом фишку возьмем для этой игры? (синюю)

Логопед произносит слова, а дети на полоске бумаги, разделенной на 3 части (начало, середина, конец слова) размещают фишку в зависимости от места нахождения звука.

Оса, сахар, бусы, квас, суп, косы, сынок, вопрос.

Слоговой анализ (слайд 9).

Рассмотрите картинки. Назовите живые предметы, неживые предметы. Давайте вспомним, какой вопрос мы зададим к живым предметам? К неживым предметам?

  • Про какие предметы можно сказать он, она, они?
  • Какие картинки напомнили вам о зиме?
  • Почему снеговика так назвали? А снегурочку? А снегиря? А снежинку?

Значит, все они произошли от слова снег. Можно ли сказать, что эти слова друг другу родственники? Снег, снегурочка, снеговик, снегирь - родственные слова. А санки? А снежки?

Задание от снегурочки: распределить картинки по вагонам. Кто уже догадался, как мы их должны разместить?

Дети распределяют картинки в зависимости от количества слогов в слове. Если в слове 1 слог, картинку помещают в 1-ый вагон и т.д. Начнем с картинок, в названии которых 2 слога, затем 3 слога, 1 слог, 4 слога.

6. Автоматизация в слогах (слайд 10).

  • Поиграем со снеговиком в снежки. Но снежки необычные, а со слогами.
  • Читайте слоги по цепочке.
  • Прочитайте слоги справа от снеговика. Что можете про них сказать? (обратные слоги)
  • Прочитайте слоги слева от снеговика. А про них что скажете? (прямые слоги)
  • Прочитайте слоги с мягким согласным.

7. Распределить картинки под слогами (Приложение1).

Задание от снегурочки: распределить картинки под соответствующими слогами.

Каждому ребенку раздается лист формата А4 с написанными сверху слогами са, со, су, сы и картинки, в названиях которых есть данные слоги.

8. Автоматизация звука в словах, звуко-буквенный анализ слов (слайды 11 - 14).

Думаю, что вы и со следующим заданием снегурочки справитесь легко.

Назовите картинку, подберите подходящую звуковую схему.

Лиса

Сначала ответьте: как спросим про лису? Какая лиса? Как зовут детенышей у лисы?

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Санки

Как спросим? Какие санки? Назовите ласково.

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Сорока

Как спросим? Какая сорока? Почему сороку называют белобока? А почему говорят чернокрылая? длиннохвостая?

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Сосны

Как спросим? Сколько предметов на картинке - один или много? Измените так, чтобы слово обозначало один предмет.

Ветка сосны - какая? (сосновая)

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

9. Динамическая пауза.

Речь с движением.

Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается - кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы - убегает от беды.
Прыгнул в бок и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтобы найти никто не смог.

10. Автоматизация в предложении (слайд 15).

Помогите зайке прочитать слова и составить с ними предложение с предлогом. Дети читают по 2 слова и составляют предложения, называя употребленные предлоги.

11. Автоматизация в связной речи (слайд 16).

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Какие маленькие слова-предлоги вы употребили?

Пересказ текста с опорой на цифры и предлоги.

12. Итог занятия (слайд 17)

Какой звук научились произносить? В каком замке живет? Есть у него мягкий братец?
Спасибо за занятие!

Презентация

Использованная литература.

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1997.
  3. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. -СПб.: Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.