Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

Разделы: Биология


В условиях образования, ориентированного на результат, важным условием становится компетентностный подход, т.е. обучение учащихся определённым компетенциям – умениям и навыкам, которые пригодятся в любой области деятельности. В условиях школы можно выделить три ключевые компетенции, которые направлены на социализацию личности выпускника и которыми ребёнок должен овладеть к моменту окончания школы:

  1. коммуникативная компетенция (умение общаться);
  2. информационная компетенция (умение избирательно работать с информацией);
  3. компетенция разрешения проблем (умение выделять проблему, ставить цель, искать способы разрешения проблемы, уметь проанализировать полученный результат).

Основным результатом деятельности не только учителя, но и всего образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков, преподаваемых ученику, а набор компетенций в различных сферах. На своих уроках прежде всего стараюсь научить детей “управлять” информацией, “разбираться” в информации – искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии.

На уроках основным источником информации является учебник, в котором последовательно излагается основное содержание предмета, основы биологической науки, которая от класса к классу усложняется. Важным условием для развития информационной компетенции, для успешного выполнения заданий на уроках и дома, самообразования является овладение учащимися таким умением, как работать с информацией, находящейся в учебнике (находить, отбирать нужное, сокращать, преобразовывать, передавать и т.д.).

Когда дети приходят в 6-м классе на новый предмет “биология”, многие из них не могут использовать учебник в качестве источника новых знаний. Они не могут ориентироваться в учебнике, использовать условные обозначения и пояснения, не могут качественно работать с текстом, выделять главные мысли, составлять план по тексту, работать с иллюстрациями и т. д. Поэтому на своих уроках систематически использую учебник именно при изучении нового материала.

Опыт работы показывает, что ученики испытывают определённые затруднения при усвоении биологического текста, не владеют осознанным чтением. Поэтому начиная с 6 класса провожу чтение вслух фрагментов параграфа, их пересказ, комментирование. При анализе текста на первых уроках обязательно прорабатывать символы – условные обозначения, встречающиеся в тексте учебника.

Особое внимание школьников привлекаю к новым терминам, к раскрытию их содержания. При изучении биологии продуктивное усвоение терминов не может основываться на механическом запоминании. Поэтому все термины иностранного происхождения на уроках обязательно проговариваем вслух, обращаем внимание на орфографию нового термина и этимологию. К сожалению, в учебниках по биологии работа с терминами иностранного происхождения предусмотрена недостаточно (либо нет перевода на русский язык, или понятие просто называется, но не раскрыт смысл его содержания). Чтобы ученики лучше усваивали терминологию, предлагаю им самостоятельно находить происхождение того или иного термина, почему предмет или процесс назвали именно так, т.е. выяснить этимологию термина и его смысловое значение – выделение главных признаков соответствующему термину понятия или процесса. По сути, выполняя подобные задания, дети должны ответить на вопрос: почему микроскоп назвали микроскопом, мышцу – мышцей, скелет – скелетом, орган – органом и так далее. Терминологическая работа проводится систематически, значение термина либо выясняем на уроке с помощью словарей, либо дети это делают дома самостоятельно. Нужно отметить, что данная работа не вызывает обычно затруднений, дети выполняют подобные задания с интересом. Если в дальнейшей работе этот термин дети будут часто использовать, то в таких случаях для концентрации информации используем либо идеографическое письмо (объект изображается с помощью знаков – идеограмм), либо прибегаем к консонантному письму (из слова удаляются гласные буквы, если слово начинается с гласной буквы, то она сохраняется. Например, корневая система записываем крнв сстм, стебель – стбл и т.д.).

Когда ученики достаточно хорошо владеют осознанным чтением, перехожу к более сложным умениям работы с текстом – быстро прочитать его, понять, найти главные мысли, разделить текст на части и озаглавить их, составить краткий план, придумать несколько вопросов к тексту. При работе с текстом самые большие трудности у учеников возникают по составлению плана параграфа или другой текстовой информации из дополнительных информационных источников. Очень часто пункты плана не отражают содержания, не связаны логически друг с другом по смыслу, упускают некоторые главные мысли, при оглавлении частей текста используются вопросительные предложения. По своему же плану школьник не может пересказать содержание. Поэтому работа по формированию деятельности по составлению плана начинается ещё с 6 класса с наиболее подходящих для этого параграфов, где материал излагается последовательно и логично. В ходе совместной работы дети учатся делить текст на отдельные фрагменты, выделять их основную идею и озаглавливать. Для составления плана не обязательно использовать текст всего параграфа, это может быть логически завершенная часть параграфа или дополнительный материал, который заранее распечатывается на отдельных листах и раздаётся индивидуально на парты. Главное, чтобы предлагаемый материал для составления плана был доступен для понимания, построен логично и чтобы дети могли его самостоятельно разделить на смысловые части.

При работе с тексом для составления плана предлагается ученикам следующий алгоритм:

1-й этап – составление введения:

  • прочитай текст;
  • выясни, какие события или явления описаны в тексте, в чём заключается их значимость, объясни область (цель) их применения;
  • прочитай вопросы, изложенные в начале параграфа; если они отсутствуют, то сформулируй их сам;
  • сформулируй основную мысль текста в одном предложении.

2-й этап – разработка выводов:

  • подумай и ответь на вопросы, сформулированные ранее;
  • одной фразой изложи выводы по данному тексту.

3-й этап – составление плана:

  • раздели текст на смысловые части (каждая часть обычно затрагивает одну сторону проблемы);
  • озаглавь каждую часть;
  • просмотри план и убедись, что он охватывает весь текст от введения до выводов.

Применение данного алгоритма на уроках следует вводить дозировано, постепенно прорабатывая с учениками все позиции алгоритма. Для подобной работы на начальном этапе необходимо отбирать текст, небольшой по объёму, но постепенно его усложняя, а подобные задания практиковать систематически. В 6–7-х классах можно давать шаблоны для формулировки вопросов (например: назовите…, перечислите…, расскажите своими словами…, объясните…, в каком году…, сравните…, закончите фразу..., что вы узнали…, дайте определение…, как называют…, что произойдет, если …, к какому типу…, кто из учёных…, докажите…, что такое …, почему… и т. д. ). Грамотно поставленный вопрос и поиск ответа формирует культуру мышления, концентрирует внимание учащихся на основных понятиях темы, побуждает желание высказаться, учит прислушиваться к слову и облекать свои мысли в словесную форму.

В старших классах при работе с текстом можно использовать такую форму работы, как составление резюме:

– внимательное чтение (подчеркнуть важные термины, отметить значимые моменты текста, проанализировать связь между словами и фразами, обозначить слова, связывающие части текста);
– исключение лишнего (исключить из текста всё второстепенное – бесполезные повторы, парафразы, плеоназмы; оставить только те термины, которые необходимы для выражения главных мыслей);
– составить план (записать последовательно основные идеи текста, при этом равномерно распределяя информацию). С учениками заранее можно обговорить, сколько слов будет в каждой строке или сколько предложений по каждой части плана и максимальное количество слов в предложении.

При внимательном чтении для эффективного чтения и размышления эффективно использовать такой приём маркировки текста, как метод “инсерт”:

  • знак “галочка” (V) – “я это знал”;
  • знак “плюс” (+) – “для меня это новая информация”;
  • знак “минус” (-) – “я ошибался, т.е. думал по другому”;
  • знак “вопрос” (?) – “информация непонятна, либо интересна для дальнейшего изучения”;
  • знак “восклицательный знак” (!) – “интересная информация, хотелось бы узнать о ней больше”.

При использовании метода “инсерт” возможно заполнение таблицы, где каждая графа обозначается определенным знаком – пометкой.

V

(знакомая информация)

(ошибался, т.е. думал по другому)

+

(новая информация)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

   

В основном ученики ставят знак “плюс”, реже “галочка”, очень редко “вопрос”, знак “минус” практически не встречается.

В 8-м классе при изучении курса анатомии на уроках продуктивно использование “концептуального кубика”. Сделать его несложно, это обычный кубик, на гранях которого написаны вопросы:
– как это выглядит (т.е. опишите);
– на что это похоже и чем отличается (т.е. сравните);
– из чего это сделано (т.е. разложите на составные части);
– для чего это можно использовать (т.е. ассоциируйте);
– хорошо это или плохо;
– где это можно встретить.

Важно, чтобы ученик работал эффективно с информацией не только в школе, но и при работе над домашним заданием, отрабатывая те же действия, что и на уроке, используя доступную по возрасту информацию.