Права и обязанности ребенка

Разделы: Начальная школа


Цели урока. Создать условия для ознакомления учащихся с правами и обязанностями ребёнка, формировать положительное отношение к законам и их выполнению, способствовать развитию правовой культуры учащихся.

Оборудование.

1. Я - Гражданин России! О. Е. Жиренко.

2. Материалы Конвенции о правах ребёнка.

3. Сказка "Морозко". В. Одоевский.

4. Сказка "Золушка". Ш.Перро.

5. Сказка "Снежная Королева". Андерсен.

6. Фломастеры, листы цветной бумаги, 2 плаката.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Прочитайте слова, распределите их на две группы.

(уважение, злоба, недоверие, любовь, терпение, доверие, непонимание, доброта, внимание, ненависть, взаимоуважение, взаимопонимание:).

- Прочитай слова каждой группы.

- Почему так распределили?

- Прочитайте только " добрые" слова. Какое значение они имеют для человека?

- Когда в семье, в коллективе царят любовь, понимание, уважение?

(Когда каждый знает как поступить и поступает достойно.)

А знаете ли вы свои права и обязанности?

3. Сообщение темы.

Введение новых знаний.

1). Работа со словарём.

В толковом словаре термины " слова", " обязанности" поясняются так:

Право- это внутренняя потребность человека в самоуважении и уважении со стороны других.

Обязанность- это знание правовых норм общества, необходимость действовать согласно их установке.

Как вы понимаете такие формулировки?

Зачем знать и соблюдать права и обязанности ребёнка?

2). Беседа.

В США в городе Нью-Йорке есть здание из 39 этажей. В нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций. Цель этой Международной организации - избавить подрастающее поколение от бедствий войны. Из многих государств каждый год собираются делегаты для обсуждения проблем детей планеты.

Стремление защитить детей возникло давно. В 1959 году была принята Декларация прав ребёнка. В ней сформулированы 10 принципов защиты детей.

Декларация- это высказывания, рекомендации. Как документ, она не имеет обязательной силы.

В 1989 году была принята Конвенция ( договор, соглашение) о правах ребёнка.

  • Что такое Декларация?
  • Что такое Конвенция?
  • Зачем созданы эти документы?

3). Практическая работа.

Какие права и обязанности имеют дети?

(Дети распределяются на группы по 4 человека. Каждая группа получает по 2 листа цветной бумаги. На обратной стороне жёлтого листа они записывают права ребёнка, на обратной стороне зелёного листа- обязанности ребёнка.).

В это время учитель на доске рисует 2 дерева: "Древо прав" и "Древо обязанностей".

4). Физкультминутка.

5). Проверка практической работы.

(Представители от каждой группы сначала читают записанные ими права, затем обязанности. Коллективно обсуждается прочитанное, корректируется и уточняется информация. Дети прикрепляют листочки на деревья, нарисованные на доске.)

5. Первичное закрепление.

(Инсценирование отрывков литературных произведений.)

1). "Морозко". В. Одоевский.

(Старик увозит свою дочь в лес.)

- Какое право ребёнка нарушено?

(Жизнь и здоровье девочки подвергнуты опасности.)

2). "Снежная Королева". Андерсен.

(Снежная Королева увозит Кая.)

- Какое право нарушено?

(запрещены похищение детей и торговля ими).

3). "Золушка". Ш. Перро.

(Мачеха и её дочери собираются на бал, а Золушке дают много работы.".

- Какое право нарушено?

(Право на отдых и досуг.)

6. Контроль.

  • Что такое право?
  • Что такое обязанность?
  • Какие права и обязанности детей вы узнали? Зачем их соблюдать каждому ребёнку?
  • Какие документы о правах и обязанностях детей вам известны?

7. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к одному из прав.

8. Рефлексия.

Передавая из рук в руки мячик, каждый из детей читает начало предложения и заканчивает его своими мыслями.

(Этот урок мне...).