Урок музыки в 7-м классе на тему "Музыкальные образы в произведениях о Великой Отечественной войне"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели и задачи:

  • Формирование музыкальной культуры учащихся;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Развитие умения определять музыкальный образ произведения;
  • Развитие исполнительских навыков;
  • Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Ход урока

Вход учащихся в класс под песню "День Победы" Д Тухманова.

Учитель: Сегодня мы поговорим о музыке, которая рождалась и звучала в годы Великой Отечественной войны. Группа историков поможет нам вспомнить, как боролся наш народ с врагом. Вместе с группой искусствоведов мы попытаемся разобраться в многообразии музыкальных образов, созданных советскими композиторами в произведениях о Великой Отечественной войне.

Учитель:

- Сверкает гром победного салюта
Причастна к славе каждая минута
Упала с окон темнота.
Москва сегодня светом залита,
И радость над разливом площадей
Сияет в окнах, как в глазах людей.
Мы о такой Победе и мечтали,
Стараясь заглянуть за край войны,
Но дымом заволакивало дали
И только прибавляло седины.
Сверкает гром победного салюта
Причастна к славе каждая минута
Пускай несётся времени река,
Пускай другие народятся люди-
Они увидят этот блеск орудий
И этот гром услышат сквозь века.
С. Щипачёв.

1-й слайд.

9 мая - День Победы, впервые праздновавшийся в 1945 году, навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа, нашей страны. И вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всём мире, кто превыше всего ценит свободу и независимость народов, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к фашизму, стремившемуся поработить весь мир.

2-й слайд. (изображение географической карты)

Учитель: Перед вами географическая карта западной Европы и европейской части нашей страны в первые месяцы Великой Отечественной войны (с 22 июня по 19 ноября 1941 года). Заштрихованная территория- это завоёванные фашистами государства. Часть нашей страны тоже оккупирована. Чёрными стрелками указаны три основных направления наступления немецко-фашистской армии на СССР: северное, центральное и южное.

Группа учащихся-историков поможет нам "перенестись" в события первых месяцев Великой Отечественной войны.

3-й слайд. (изображение Брестской крепости)

Краткое сообщение учащегося-историка о вероломном нападении фашистской Германии на СССР и об обороне Брестской крепости.

4-й слайд. (Изображение репродукции картины А. А. Дейнеки "Оборона Севастополя")

Краткое сообщение учащегося из группы историков об обороне Севастополя.

5-й слайд. (оборона Москвы)

Краткое сообщение учащегося из группы историков о битве под Москвой.

Учитель: Мужество советских людей, их готовность до последней капли крови защищать свою Родину нашли выражение во множестве превосходных музыкальных произведений той поры. Среди них есть песня, которую по силе духа мы ставим в один ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны. Это песня А.В.Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача "Священная война". Послушайте её внимательно и скажите, какие чувства она у вас вызвала?

(Прослушивание песни "Священная война").

- Каков характер музыки? (мужественный, суровый).

- К чему призывает песня?

- Какие чувства вы испытали, слушая песню?

- Определите музыкальный образ песни. (Песня-призыв встать на защиту своей Родины.)

Учитель: О том, какое сильное впечатление произвела песня при первом её исполнении, рассказывают очевидцы: "Это было в начале июля 1941года в Москве на Белорусском вокзале. Продымлённый махоркой вокзал. Эшелоны уходят на фронт: Заунывно перекликаются паровозные гудки.: В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах тревога за Родину, за покинутый дом. И вот поднимается рука руководителя ансамбля профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль "Священную войну" в благоговейной тишине, и по окончании её "ярость благородная" наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на запад, громить врагов.

Разучивание песни "Священная война".

6-й слайд. "Ленинград. Дорога жизни"

Краткий рассказ учащегося-историка о блокаде Ленинграда.

7-й слайд. (портрет Д.Д. Шостаковича)

Учитель: Назовите фамилию композитора, портрет которого вы видите на слайде. Что вы о нём знаете?

Учащийся-искусствовед: Композитор Д.Д.Шостакович, родившийся в Санкт-Петербурге, очень любил этот город и его народ. Он тяжело переживал за его судьбу, гордился мужеством ленинградцев и вместе с ними переносил все тяготы блокады. В первые месяцы войны в осаждённом городе он пишет 7-ю симфонию и посвящает её городу Ленинграду, его жителям и заканчивает её в феврале 1942 года в Куйбышеве, куда его больного, ослабевшего от голода с двумя маленькими детьми, вывезли на самолёте.

Учитель: Идею борьбы и торжества добра раскрывают 4 части симфонии. Мы познакомимся с первой частью.

Внимательно вслушайтесь в характер музыки и подумайте, что она изображает.

(Прослушивание 1-й части).

Беседа о прослушанном по вопросам:

- Каков характер музыки? (суровый, напористый, маршевый.)

- Как изменяется громкость в течение звучания отрывка?

- Изменяется ли темп?

- Что такое сонатная форма и на чём она основана? (Вопрос искусствоведам)

Учащийся: Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.

Учитель: Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания и разрушения, добра и зла. Симфония по содержанию и по форме новаторская. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам остро конфликтной драматургии.

8-й слайд (структура симфонии)

Вспомним две темы экспозиции - тему главной партии и побочной.

(звучит музыка.)

Учитель: Какой образ рисует главная тема? Каков её характер?

Учащийся: Музыка величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная, рисует образ героического народа.

Учитель: Какая по характеру побочная партия?

Учащийся: Мелодия лирическая, певучая, тихая, плавная, спокойная. Это показ мирной жизни нашего народа. (Образ Родины и русского народа)

Учитель: - В чем особенность построения экспозиции?

Учащийся: Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но они не противопоставлены друг другу. Побочная партия продолжает линию главной.

Учитель: - Какой следующий раздел должен быть в сонатной форме?

Учащийся: Разработка.

Учитель: В данной симфонии разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Вместо разработки звучит знаменитый эпизод - тема фашистского нашествия.

(звучит тема нашествия).

Учитель: что изображает этот эпизод?

Учащийся: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину.

Учитель: Каков характер музыки?

Учащийся: суровый, напористый, маршевый.

Определите музыкальный образ.

Учащийся: Образ нашествия врага.

Учитель: Прослушайте 2-ю тему эпизода и определите её музыкальный образ.

Учащийся: Противостояние советских солдат фашистам

Учитель: В каком месте вы услышали кульминацию музыки? Что она изображает?

Учащийся: Кровавая схватка советских солдат с фашистами.

(Звучит реприза)

Учитель: Какая по характеру музыка звучит в репризе?

Учащийся: Траурная, печальная

Учитель: Что она изображает?

Учащийся: плачь по погибшим воинам, словно говорящий о том, что до конца битвы ещё очень далеко.

(Звучит кода)

Учитель: Какой образ рисует музыка?

Учащийся: музыка звучит тихо, как мечта о мире.

Учитель: Как бы вы назвали 1-ю часть симфонии, исходя из характера музыки?

(ответы учащихся)

Учитель: Она называется "Нашествие".

Учитель: Вопрос искусствоведам: когда и где состоялась премьера исполнения 7-й симфонии?

9-й слайд (изображение афиши концерта 7-й симфонии во время Великой Отечественной войны.)

Учащийся-искусствовед: 5 марта 1942 года в Куйбышеве (Самара) состоялась премьера исполнения 7-й симфонии, а затем в Москве. А 9 августа, когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, 7-я была исполнена в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Как это стало возможным в условиях блокадного Ленинграда, где люди умирали с голоду, в день получали 125 грамм хлеба? Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно было не менее 100. Где взяли музыкантов для оркестра? По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии - их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках - у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно - оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

Более 60 раз прозвучала 7-я симфония в США в течение 1942 года. Американский критик, услышав эту симфонию, написал: "Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой:"

Учитель: Советская Армия освободила от фашистов не только нашу страну, но и весь мир. В этом заключено мировое значение Победы.

10-й, слайд. изображение репродукции картины " Победа" Лопухова А.М.

А теперь давайте вспомним песню "День Победы" Д.Тухманова.

Учитель: Каков характер музыки? Как мы будем её исполнять?

(Исполнение песни)

Учитель: Как бы вы определили музыкальный образ песни?

Учащийся: Образ победы

11-й слайд

Учитель: В преддверии Великой Победы нельзя не вспомнить ещё одну замечательную песню, написанную композитором Вано Мурадели "Бухенвальдский набат" Определите её музыкальный образ.

Учащийся: Песня-призыв к борьбе за мир во всём мире.

Учитель: Исполните её в соответствии с её характером.

(Исполнение песни "Бухенвальдский набат" В.Мурадели.)

Подведение итога урока.