Урок окружающего мира "Почва – важнейшая часть экосистемы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Показать роль почвы в экосистеме.
  • Познакомить учащихся с понятием «почва», с составом почвы и её главным отличием от горных пород – плодородием.
  • Развить навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности; создать условия для экологического воспитания.

Оборудование: стаканы с водой, чистые стаканы, почва, бумажные салфетки, стебельки растений, спички.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

– Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообществе живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
– Какие «профессии» экосистемы знаем? (Производители – растения, потребители – животные, разрушители – грибы, бактерии, дождевые черви, клещи обитатели почвы).
– Какова роль разрушителей в круговороте? (Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям).
– Где живут разрушители? (В почве).
– Что такое почва? {Предложение детей).

III. Открытие новых знаний

Подводящий диалог

1. Ребята, почему ветки, которые я поставила, в воду не растут? {Длярастений нужна почва).
–  Почему сажают в почву? {Растения растут в почве. Почва – опора для тела растений. В ней есть все, что нужно растениям).

2. И сегодня, объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, её свойства, что такое почва, роль почвы в экосистемах.

–  А сейчас, мы с вами проведем исследование природного объекта – почвы.

Каждая пара получит свой индивидуальный маршрутный лист, в котором намечены этапы исследования.

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и опустите туда комочек почвы. Что вы видите? Сделайте вывод. {Из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух).

Воздух (табличка на доске)

Опыт 2. Возьмите бумажную салфетку и насыпьте на неё немного почвы, сожмите салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталась небольшое влажное пятно. В почве есть вода).

Вода (табличка на доске)

Опыт 3. (Проделывает учитель).Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке.

– Что вы видите? Чувствуете? Сделайте вывод. (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. В почве есть перегной.

Перегной (табличка на доске)

Опыт 4. Содержимое стакана Опыта 1 – профильтровать. – Что вы видите на фильтре? Сделайте вывод. (В почве есть песок и глина)

Песок, глина (табличка на доске)

3. Чтение текста на стр. 44–45 – самостоятельно

– Какие ещё вещества входят в состав почвы?

Минеральные вещества (табличка на доске)

– Ребята, у нас получилась вот такая схема:

– Давай подведем итог. Из чего состоит почва? (Воздух, вода, песок, глина, минеральные вещества).
– О каком свойстве почвы вы узнали из текста?

Плодородие (табличка на доске)

– А как вы понимаете слово плодородие?
– А от чего зависит плодородие? (От количества перегноя).
– Как образуется почва?
– Ребята, зная свойства почвы, состав почвы попробуем вывести понятие почвы. Что такое почва?
– А сейчас, попробуем, сравнить какое определение почвы дают нам ученные. (Сравниваем).
– Ребята, представьте себе, что почвы вдруг не стало.
– Что произойдёт? (Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. Значит, не смогут житъ на Земле люди. Вот почему русский ученый Василий Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могут прожить, а без почвы – нет!)
– Что же нам нужно делать, чтобы этого не произошло? (Бережно относится. Почву надо оберегать от вымывания и выветривание).
– Ребята, мы с вами всё выяснили. А теперь мы можем ответить на вопрос: Какова роль почвы в экосистеме?!

4. Первичное восприятие материала

–  А сейчас, мы с вами проведем тест. Вам нужно дать ответы утверждения да или нет.

  1. Русский ученый Василий Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могут прожить, а без почвы – нет!
  2. Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.
  3. Под воздействием ветра, воды, температуры горные породы становятся крепче.
  4. Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, оберток от конфет.

–  Проверьте, такая ли запись у вас получилась?

1 – да
2 – нет
3 – нет
4 – нет

– Ребята, этот урок мне хочется закончить стихотворением:

Земля прекрасна красотой лугов,
Цветов дыханьем и лесов прохладой.
И золотым полям без берегов,
И шуму сада наше сердце радо.
А что вскормило эту красоту,
Дало цвести планете нашей светлой?
Что помогает в стужу и пургу
Дожить растеньям до цветного лета?
Что жизнь даёт, питание и кров?
Что колыбелью стало для растений?
О почва! Гимн я петь тебе готов
За все труды, за ласку и терпенье!

IV. Итог урока

– Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на стр. 44–45.
  2. Составить сказки, ребусы, кроссворды, загадки о почве (по выбору).

– Ребята, спасибо за урок. Вы, прекрасные ученики!