Моя семья. Игровая форма занятия

Разделы: Логопедия


Цели:

  • различение звуков на слух и на письме;
  • автоматизация поставленных звуков в устной речи;
  • работа над связной речью, расширение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, различными способами образования;
  • воспитание семейных ценностей.

Оборудование: мячик, картина семьи, кроссворд, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня мы путешествуем в страну… А с названием страны нам поможет эта картина и кроссворд, в котором мы должны отгадать ключевое слово. Начнем.

– Кто нарисован на картине, чужие люди или родственники? Как догадались? Ответы на вопросы я буду записывать в каждую строку. По вертикали мы найдем ключевое слово, которое назовет тему нашего занятия.

– Кто этот мальчик папе? (Сын)
– Кем является девочка мальчику? (Сестра)
– Как называют жену папы? (Мама)
– А кто девочка папе и маме? (Дочь)
– А если бы пришла в гости родная сестра папы или мамы, для детей кем она будет являться? (Тетя)
– Итак, ключевое слово хором – СЕМЬЯ!
– Кто может быть членом семьи – чужие люди или только родственники? Как живут члены одной семьи – вместе или отдельно?

2. Создание двух команд

– Чтобы мы путешествовали по стране “моя семья”, нам надо разделиться на две команды: девочек и мальчиков. А названия команд вы разгадаете, если расположите буквы в порядке построения фигуры. (Команды: сестренки и братишки).

3. Игра “Совпадение”

Перед детьми на столе лежат 2 группы карточек:

1) Обязанности членов семьи (ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает, моет посуду, учит уроки и т.д.);

2) Члены семьи (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка).

– Бывает или нет? Давайте честно распределим обязанности в семье, ведь вы будущие папы и мамы.

Каждый ребенок по очереди выбирает карточку из 1-й и 2-й стопки, читает название члена семьи и его обязанности, после чего весь класс говорит бывает так или нет.

4. Дидактическая игра, направленная на понимание логико-грамматических конструкций

Игра в мяч “учитель-ребенок”.

Учитель бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно учителю.

– Знаете ли вы свою семью и родственников? Сейчас проверим.
– Самая ласковая, добрая, внимательная? (мама)
– Муж вашей мамы? (папа)
– Дочь твоего папы? (сестра)
– Сын твоей мамы? (брат)
– Отец твоего папы? (дедушка)
– Жена твоего дедушки? (бабушка)
– Кем приходится твой брат твоей бабушке? (внук)
– Твоя сестра дедушке? (внучка)

Молодцы!

5. Дидактическая игра “Чей, чья, чьё, чьи?”

Цель: Образование и употребление притяжательных прилагательных + ин. Дети подбирают ответы: “ Чей может быть предмет из членов семьи?”

– Подберите слова, чтобы правильно ответить на вопрос.

Шарф (чей?), шапка (чья?), перчатки (чьи?), пальто (чьё?)

6. Физкультминутка

а) Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – папочка (массаж подушечки мизинца),
Этот пальчик – мамочка (массаж подушечки безымянного пальца),
Этот пальчик – бабушка (массаж подушечки среднего пальца),
Этот пальчик – дедушка (массаж указательного пальца),
А вот этот пальчик – я (большой палец),
Вот и вся моя семья!

б) Мимические упражнения на эмоции членов семьи.

Учитель просит каждого ребенка показать эмоцию злости, гнева, радости, грусти и т.д., дети отвечают: “чья эмоция в семье”.

7. Игра “четвертый лишний”

Задание можно написать на доске или на отдельной карточке.

– Прочитайте. Найдите лишнее слово и докажите, что это правильный ответ.
– Бабушка, дедушка, сын, внук. (сын)
– Мама, сестра, папа, дочь, и др. (сестра)

8. “Вставить слова”

Прочитайте внимательно предложение, и вставьте правильное слово, списав одно из 2-х “старше” или “младше”.

Папа________, а сын______. Папа________, а дедушка_______.

Мама________, а дочь________. Внук______, а дедушка________.

9. Сценка “Три мамы” (заранее подготовленная)

Действующие лица
Роль исполняет взрослый:
Ведущий
Роли исполняют дети:
Таня
Мама
Бабушка

В центре зала или на сцене стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками).

Ведущий:

Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:

Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.

Таня:

Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:

Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:

Входит мама, садится на стул около Тани.

Мама:

Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:

Тут бабушка – мамина мама – пришла
И маму спросила:

Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.

Бабушка:

Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Все едят ватрушки.

Ведущий:

Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?

Все трое: Ох, как не просто быть мамами!

10. Итог

– Итак, кто может быть членом семьи – чужие люди или только родственники? Назовите членов вашей семьи.
– На планете Земля раздается множество голосов. Но мир один. Хорошо, когда мир живет дружно, как одна семья. И начинать надо с дружбы в своей семье, с любви к своим родственникам. А сегодня на уроке вы соревновались как две команды, но работали дружно, как одна семья.