Интегрированный урок "Общественное сознание и его формы"

Разделы: История и обществознание


Актуальность и обоснование темы:

Тема «Общественное сознание и его формы» впервые включена в кодификацию ЕГЭ по обществознанию 2010 г. В 2008 году она была включена в Программу по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова 11 класс (базовый и профильный уровень). Данная тема является новой и недостаточно проработанной учителями обществознания. Актуальность данной темы усиливает и то, что с 2009-2010 учебного года включён в учебный план новый курс »Введение в религию» Поэтому разработка методического комплекса уроков по данной теме представляется нам актуальной и своевременной. Данный опыт может быть полезен педагогам-практикам.

Цели и задачи урока:

Формирование ключевых компетенций:

  • обобщения, критического мышления,
  • сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала,
  • диалога, дискуссии и коммуникации.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся:

  • углубят и обобщат знания о формах общественного сознания,
  • научатся соотносить их с типами обществ,
  • смогут сравнивать, определять роль форм общественного сознания в обществе,
  • смогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы,
  • научатся навыкам работы в группе.

Технология проведения урока: Деятельностные технологии, интерактивный диалог, работа в мини-группах, выполнение исследовательских и проблемных заданий

Оборудование урока: Маркеры, листы флипчарта, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1-й блок: актуализационно-мотивационный

Предполагает:

  • создание настроя на поиск знаний, на диалог,
  • поиск самими учащимися смыслов изучаемой темы

Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.

Чтобы урок был продуктивным, мы будем работать в группах.

Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание?

Мозговой штурм: назовите ваши ассоциации со словом «сознание»

Учитель предлагает учащимся назвать свои ассоциации, связанные с понятием «сознание». Все высказывания учащихся озвучиваются и учитель записывает их на листе флипчарте.

Обсуждение, аргументация групп, выработка общего мнения, подведение итогов

Могут быть названы следующие ассоциации:

  • знание о мире
  • представление
  • идеи, образы
  • духовный образ
  • мышление
  • разум
  • память
  • ценности

Ученики формулируют понятие «сознание». Учитель предлагает сравнить его с определением из словаря. (Приложение – словарь урока.)

Определение записывается в тетрадь.

Обобщение учителя: Итак, ребята, мы видим, что сознание не только активно, но и многопланово. Оно охватывает сферы рационального мышления, духовно-образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память, интуицию, воображение, чувства и эмоции. Различные уровни и проявления сознания являются предметом изучения таких наук, какфилософия, психология, социология, политология и другие.

2-й блок: проблемно-дискуссионный.

Предполагает:

  • выполнение групповых поисковых заданий на соотнесение, выявление, обобщение признаков.
  • обмен мнениями, выдвижение аргументов

Учитель: Сознание выступает как личное и как общественное явление. Общественное сознание воплощается в различных формах: в языке, науке, искусстве, идеологии, политике и праве, религии, нравственности и на различных уровнях (от обыденного сознания до теоретического мышления). Оно не сводится к сознанию отдельных личностей, а образует особую духовную систему, которая обладает относительной самостоятельностью и активно влияет на жизнь общества и людей, его составляющих. Каковы же основные формы общественного сознания? Каковы их отличительные признаки?

Работа в группах: выполнение задания

соотнести формы общественного сознания и их черты.

Группам предлагается обсудить и отметить стрелками свой выбор. Спикеры групп сообщают результаты, объясняют свой выбор

Работа в группах: выполнение задания; Защитить и обосновать предложенные символы форм общественного сознания.

1 группа право, наука,
2 группа – искусство, мораль,
3 группа – идеология, религия.

Работа в группах: Как меняется роль различных форм общественного сознания в обществе? Каков статус и роль форм общественного сознания в современном информационном обществе? Выбрать вариант ответа, используя алгоритм «было - стало» и аргументировать его .Обсуждение в группах, представление мнения групп, дискуссия.

Искусство ... часть рынка
Религия ... Частное дело
Мораль ... справедливость
Право ... Права меньшинств
Идеология ... воздействие, манипуляция
Наука ... Относительность истины
Было ... Стало

Обобщение учителя: таким образом появление форм общественного сознания, их место и роль меняется в различных типах общества. Так наиболее ранние формы общественного сознания – это искусство и религия. Затем появляются мораль и наука. Анализируя понятие справедливость, общество создало такую форму общественного сознания, как право. Наконец, в обществах современного типа складывается интегрированная форма общественного сознания – идеология. Мы убедились, что формы общественного сознания по разному проявляют себя в различных типах общества.

3-й блок – обобщающий.

Предполагает:

  • выполнение тестовых, проблемных и обобщающих заданий.

Групповая работа: задание Группам предлагается определить символы религий и высказать свою позицию.

Религии: буддизм, ислам, синтоизм. христианство, иудаизм, конфуцианство

Групповая работа: оценить выражения по алгоритму «согласен не согласен» Группы обсуждают и выбирают позицию. Спикер группы объявляет выбор группы и обосновывает его.

Предлагаемые выражения:

  • Моральные ценности в наше время устарели
  • Религия сегодня спасает людей
  • Человек может прожить и без духовной культуры

Обобщение учителя: таким образом, каждая форма общественного сознания ценна и важна для общества. Ведь мы, живём в общении с себе подобными, а значит, имеем общие, постоянные признаки и свойства, сохраняем собственную идентичность. Это и отражается в формах общественного сознания.

4-й блок. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предполагает:

  • обмен мнениями об уроке,
  • оценивание участия каждого в работе группы,
  • оценка работы групп.

Учитель: сегодня на уроке проделана большая работа и мы должны оценить работу групп, каждого в группе.

Обобщение учителя: итак, сегодня мы увидели, что общественное сознание – это многоплановая и сложная духовная система общества. Это огромный пласт, характеризующий общество. На последующих уроках мы продолжим изучение отдельных форм общественного сознания.

Спасибо за активную и творческую работу.

Домашнее задание: выучить определения форм общественного сознания, придумать свой символ для одной из форм общественного сознания и выразить его графически (компьютерная графика или нарисовать на листе бумаги).