Разбор слова по составу

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять знание учащихся о составе слова,
  • развитие умений распознавать и подбирать однокоренные слова,
  • углублять представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов,
  • развитие умения разбирать слова по составу.

Оборудование: таблица «Части речи», карточки со схемами демонстрационные, индивидуальные.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит, заливается
Школьный звонок.
Готовьтесь, ребята –
Начнем наш урок.

2. Словарная работа

На доске записаны слова: заячий, завод, январский, автобус, молочный, восток, песочный, топор, ужинать, ракета, жёлтый, классный, аллея, комбайн.
Выпишите имена существительные, возьмите первые буквы каждого слова и составьте новое (завтрак). Выделите корень этого слова.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

(Е.Измайлов)

– При помощи каких частей образуются новые слова? Что такое приставка? Что такое суффикс?
– Образуйте от слова завтрак с помощью приставки и суффикса однокоренное слово, (позавтракать).
– Какой частью речи является это слово? Составьте предложение с этим словом.

3. Работа по теме урока

Упражнение в разборе слов по составу.

– Прочитайте однокоренные слова: подводник, водный, водитель, водица, вода, подводная (лодка).

Напишите их в порядке схем:

Дети должны увидеть, что в этом ряду лишнее слово (водитель). Оно не является родственным.

4. Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста»

Учитель подает команды, но выполнять их надо только тогда, когда он скажет волшебное слово «пожалуйста».

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки
Будьте добры, похлопайте.
Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

5. Работа по индивидуальным карточкам

К словам подберите и запишите однокоренные слова по схемам.

Школьница –

Море –

6. «Собираем слова»

– Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала».

Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода (расписка).
Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба (завязка).
Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики (подснежники).

7. Итог урока

Каждый получит то, что услышит в стихотворении.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

(Оценка)