Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Разбор слова по составу

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • закреплять знание учащихся о составе слова,
  • развитие умений распознавать и подбирать однокоренные слова,
  • углублять представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов,
  • развитие умения разбирать слова по составу.

Оборудование: таблица «Части речи», карточки со схемами демонстрационные, индивидуальные.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит, заливается
Школьный звонок.
Готовьтесь, ребята –
Начнем наш урок.

2. Словарная работа

На доске записаны слова: заячий, завод, январский, автобус, молочный, восток, песочный, топор, ужинать, ракета, жёлтый, классный, аллея, комбайн.
Выпишите имена существительные, возьмите первые буквы каждого слова и составьте новое (завтрак). Выделите корень этого слова.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

(Е.Измайлов)

– При помощи каких частей образуются новые слова? Что такое приставка? Что такое суффикс?
– Образуйте от слова завтрак с помощью приставки и суффикса однокоренное слово, (позавтракать).
– Какой частью речи является это слово? Составьте предложение с этим словом.

3. Работа по теме урока

Упражнение в разборе слов по составу.

– Прочитайте однокоренные слова: подводник, водный, водитель, водица, вода, подводная (лодка).

Напишите их в порядке схем:

Дети должны увидеть, что в этом ряду лишнее слово (водитель). Оно не является родственным.

4. Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста»

Учитель подает команды, но выполнять их надо только тогда, когда он скажет волшебное слово «пожалуйста».

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки
Будьте добры, похлопайте.
Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

5. Работа по индивидуальным карточкам

К словам подберите и запишите однокоренные слова по схемам.

Школьница –