Интерактивные технологии в работе учителя-предметника

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время каждый учитель заинтересован в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные технологии (ИКТ) на своих уроках. Действительно, с их помощью можно просто и наглядно представить все составляющие части современного урока, эффективно провести свое выступление на конференции, сделать незабываемым внеклассное мероприятие. Однако на начальном этапе педагоги сталкиваются с проблемой использования нового оборудования и адаптации всего учебного материала под мультимедийный или интерактивный стандарт. Это требует разработки совершенно новых методов и методик преподавания, что, в свою очередь, рождает новый прогрессивный формат проведения занятий.

На основе опыта внедрения интерактивных технологий в учебный процесс (а именно, использования интерактивных досок), комплекс обучающих мероприятий, должен состоять из следующих направлений:

  1. Презентации возможностей интерактивной доски и соответствующего программного обеспечения;
  2. Информационно-практические семинары;
  3. Мастер-класс "Интерактивные технологии в помощь учителю";
  4. Создание собственного урока с использованием интерактивной доски.

После окончания данных обучающих мероприятий учитель должен уметь:

  • Работать с интерактивной доской;
  • Эффективно использовать программное обеспечение, поставляемое с данным оборудованием;
  • Успешно проводить занятия с использованием интерактивных устройств.

Предлагаемая программа курса обучения учителей-предметников внедрению интерактивных технологий в учебный процесс опробована в школах Московского района г. Нижнего Новгорода. I часть курса может проводить как приглашенный специалист, так и учитель информатики (в силу специфики предмета обучения). Во II части курса (семинарах) принимают участие несколько учителей школы, подготовившие выступления по наиболее актуальным вопросам использования интерактивных досок. Мастер-класс проводят учителя школы, пожелавшие принять участие в разработке уроков. Курирует программу заместитель директора школы по информационным технологиям. Зачет по программе принимает комиссия, сформированная директором школы.

Программа курса "Интерактивные технологии в работе учителя-предметника"

Содержание занятий Вид занятий Продолжительность
I. Презентации возможностей интерактивной доски и соответствующего программного обеспечения.
Правила работы с интерактивными устройствами:

- как правильно установить;

- правила техники безопасности при работе.

Калибровка интерактивного экрана.

Использование маркера (или руки), виртуальной клавиатуры.

Возможности интерактивной доски: движение объектов, шторка, выделение, фотографирование экрана

Лекция 2 часа
Знакомство с интерактивной доской Практическая работа 1 час
Компоненты ПО:

- установка ПО;

- использование галереи;

- сохранение, экспорт и импорт файлов;

- инструменты ПО.

Лекция 2 часа
Знакомство с программным обеспечением Практическая работа 1 час
II. Информационно-практические семинары.
Использование интерактивной доски на уроках:

- создание урока по предмету (пример);

- создание тестовой программы (пример);

- использование интерактивной доске при опросе учащихся (пример).

Семинары 2 семинара по 2 часа (с обсуждением)
III.Мастер-класс "Интерактивные технологии в помощь учителю".
Мастер-класс "Урок с интерактивной доской" Мастер-класс 2 часа (с обсуждением)
IV. Создание собственного урока с использованием интерактивной доски
Создание собственного урока с использованием интерактивной доски Практическая работа 2 урока по 2 часа
Защита проекта Зачет 1 час
Итого: 15 часов

Самым интересным этапом является защита проектов - уроков, созданных учителями-предметниками. Авторы уроков с удовольствием рассказывают о своей работе.

Далее, по мере приобретения и отработки практических навыков, все большее число учителей принимает участие в различных конкурсах, проводимых в сообществах сети Интернет. Учителя разрабатывают предметные уроки с использованием интерактивного оборудования, привлекают к данной работе учащихся, а иногда и родителей. Тем самым значительно расширяют и углубляют свои умения и навыки в работе с интерактивным оборудованием.

Как результат этой деятельности в школе создается "банк методико-педагогических работ учителей". Администрация школы должна поддерживать педагогов-новаторов, использующих интерактивное оборудование, оказывать методическое содействие в плане повышения ИКТ-компетентности, творческого и профессионального роста.

Наш опыт работы показывает, что учителя приняли и активно используют в своей повседневной практике новое интерактивное оборудование и не хотят возвращаться к прежним методам ведения уроков. Поменялись их взгляды на учебный процесс в целом. Учитель верит в изменение учебного процесса к лучшему и ждет расширения спектра интерактивных услуг.