Психологический практикум "Эмоциональное выгорание педагога: меры совладания"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: профилактика «выгорания» у специалистов, работающих в сфере образования,

Задачи:

  • снятие последствий стресса и поднятие настроения, оптимизация эмоционального состояния;
  • помощь в осознании и принятии симптомов «выгорания» с целью понять их значение и моделировать избавление от них;
  • проявление активности участников в психологических практикумах и тренингах, мастер-классах.

Материалы и оборудование: Резиновый мячик малого диаметра, листы белой бумаги для работы в подгруппах, интерактивная доска, аудиозапись со спокойной музыкой, цветные листы картона А4 по тесту Люшера, цветные полотна ткани 1м* 1,5м, гуашь в наборах, кисточки, стаканчики с водой, ветка дерева, клубок ниток.

I. Теоретическая часть

  1. Упражнение «Мои ожидания». Участники, стоя в кругу с передачей предмета, высказываются о целях участия в практикуме, настроении, состоянии. Знакомятся с правилами работы в группе (на интерактивной доске_, слайд 1.
  2. Экспресс - выступления ведущих по теме практикума. Информация на инт.доске: определение профессионального «выгорания» педагогов; фазы «выгорания» (слайд 2)
  3. Задание - работа в трех подгруппах педагогов:
    • составления списка симптомов профессионального «выгорания»;
    • составления списка стресс-факторов «выгорания» (причины);
    • меры совладания, пути выхода из стрессового состояния.

    Далее представитель каждой группы зачитывает результаты работы. Для сравнения на доске появляются утверждения, согласно задания,- симптомы (слайд 3), стресс-факторы «выгорания» (слайд 4); пути выхода, меры совладания (слайд 5)
    Обсуждение. Каждый участник выполняет, выборку симптомов синдрома на индивидуальном листе бумаги - перечень симптомов на интерактивной доске.

  4. Тест «Определение уровня стресса» - каждый участник на дополнительном листочке бумаги выполняет тест и сам его обрабатывает. Участникам вручаются памятки «Профилактика «выгорания».
  5. Аутотренинговое упражнение, релаксация «Сеанс психофизической настройки» (звучит спокойная музыка).

II. Практическая часть. Цветотерапия, изотерапия, музыкотерапия.

  1. Определение своего состояния, настроения с помощью цвета:
    • Методика цветопредпочтения (участники раскрашивают круг диаметром 8 см, разделенный на 8 секторов. Бери те цвета, которые тебе нравятся. Каждый сектор раскрашивайте отдельным карандашом (цвета: синий, оранжевый, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный). Приложение 6.
    • Цвет по Люшеру. Участникам предлагаются на доске листы цветного картона, нужно выбрать цвет, который понравился. Затем ведущий раздает на каждый стол таблицы с интерпретацией выбора цвета, участники сами читают и знакомятся с результатами выбора цвета, соглашаются или нет.
  2. Рисунок настроения (фон спокойной плавной музыки). После окончания рисования все встают и находят себе пару по цвету. И объясняют, почему выбрали именно этот цвет.
  3. Работа с цветными полотнами - каждая группа участников получает набор цветных полотен. Нужно создать модель бального платья и продемонстрировать под музыку.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

  1.  Анкета «Обратная связь».
  2. Упражнение «Связующая нить» - впечатления. Настроение, достигли ли своих целей, с какими ожиданиями пришли.
  3. Упражнение «Дерево настроения» - участники выбирают цветную ленточку и привязывают к веткам «дерева».

Приложения.