Турнир веселых и смекалистых. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают математические вечера и веселые турниры. Присущие им дух соревнования и юмор нравятся как младшим, так и старшим школьникам. Для некоторых ребят такие турниры становятся началом большого пути в математику. Задорные состязания содействуют сплочению коллектива учащихся, укреплению их дружбы. Приведу пример такого турнира. Этот турнир проводился в конце 5 класса.

В турнире участвуют 2 команды(можно команды разных классов): Команда А и Команда Б.

1. Турнир начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды и обмениваются приветствиями.

Команда А:

Этот турнир ждали мы.
По нему стосковались умы.
Дружно будем задачи решать –
Мы хотим математику знать.
Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!

Команда В:

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто вам победу не дадим.
Придется попотеть и постараться.
За каждое очко мы будем сражаться.
Смекалку мы проявим и отвагу
А если вдруг не повезет? –
Победа всех когда-нибудь найдет.

2. После приветствия командам выдаются свитки из ватмана. Свитки разворачиваются и показываются собравшимся. На них большими цветными буквами написаны ребусы. Листы вывешивают на доске. Каждая команда, собравшись в кружок, разгадывают ребус.

Ребусы.

а) ТОКИО : ИО = КИО Ответ: 15625 : 25 = 625
б) ИВА : ДА = ДА Ответ: 256 : 16 =16

Пока команды трудятся над ребусами, ведущий представляет жюри – совет мудрейших. В жюри входят учителя, старшеклассники и родители.

3. Затем ведущий обращается к болельщикам: Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли ребята быстро улавливать условие задачи. Ну-ка, кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Ивановича Чуковского:

“Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка.
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – 12 котят,
У каждого котенка в зубах по 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?”

Условие кажется очень простым, и некоторые ребята торопятся сосчитать: 12 ∙ 3 ∙ 12 ∙ 4. Ведущий не перебивает их, но затем сообщает, что они плохо выслушали условие и поэтому попали в положение Кондрата:

“Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему –
В Кострому”.

Разобравшись с Кондратом, ведущий обращается к ребусам. Представители команд докладывают о том, в чем они увидели ключ к разгадке. За расшифрованный ребус присуждается 1 балл.

4. Следующая часть турнира – веселая рыбалка. На двух столах – “озерах” разбросаны в разных местах рыбки, вырезанные из бумаги и красиво раскрашенные. К каждой рыбке скрепками прикреплена задача. Ребята должны удочкой (палочка или длинная линейка, к ней прикреплена нить с магнитом) поймать рыбку. Но ловцы не видят рыбок: с их стороны протянута занавеска (или установлена ширма). Она загораживает стол от играющих, и они забрасывают свои удочки наугад, как настоящие рыбаки. Рыбки видны болельщикам, которые должны активно помогать своим командам. Если с помощью указаний болельщиков рыбка найдена и ее удается подцепить магнитом за скрепки, то удержать не так легко. Требуется осторожность, как при обычной ловле. Неудачи ловцов усиливают азарт наблюдателей. Наконец, счастливый рыбак держит в руках свою добычу. Ему присуждают 1 балл и дают время для обдумывания задачи. Когда и соперник вытащит рыбку, первый ловец читает вслух свою задачу, сообщает ее решение. Если задача решена верно, ученику присуждают еще 1 балл, если же нет, то он обращается за помощью к команде или к болельщикам. Оценивать ли ответ в этом случае жюри решает в зависимости от обстоятельств. Заданий конкурса “Рыбалка”. Буквами “а” и “б” обозначены задачи для команд соответственно для Команды А и команды Б:

1,а. Спутник Земли делает один оборот за 1 ч 40 мин, а другой оборот за 100 мин. Как это объяснить? (1 ч 40 мин = 100 мин.)

1,б. Из Москвы в Ленинград вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Ленинграда в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (В момент встречи поезда будут на одном и том же расстоянии от Москвы .)

2,а. Двое играли в шахматы 2 ч. Сколько времени играл каждый? (2 ч.)

2,б. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км.)

3,а. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? [Запятую: 2,2.]

3,б. Три разных числа сначала сложили, затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3 = 1∙ 2 ∙ 3.)

4,а. От куска материи длиной в 200 м каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней.)

4,б. По стеблю растения, высота которого 1 м, ползет улитка. Днем она поднимается на 4 дм, а ночью спускается на 2 дм. На какой день улитка будет на вершине? (На четвертый.)

5,а. За покупку надо заплатить 57 рублей. У тебя только двухрублевые монеты, а у кассира только пятирублевые. Как ты расплатишься? (2 ∙ 31–5)

5,б. Мальчик хочет 30 орехов разложить на три кучки, чтобы в каждой было нечетное число орехов. Что вы ему посоветуете? (Посоветуем подумать, имеет ли такая задача решение. Если 2k+1, 2m+1 и 2n+1 соответственно число орехов в каждой кучке, то2(k+m+n)=27. Противоречие.)

6,а. Книга в переплете стоит 120 руб. Сколько стоит книга, если она на 100 руб. дороже переплета.(110 руб.)

6,б. Одно число в 4 раза больше другого, сумма же этих чисел 20. Найдите меньшее число. (4 )

7,а. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (4 кг)

7.б. Арбуз весит 2 кг и еще 2/3 арбуза. Какова масса всего арбуза? (6 кг)

5. Конкурс “Рыбалка” очень возбуждает и участников, и зрителей. Поэтому ведущий предлагает всем успокоиться и выслушать индусскую притчу.

Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко. “Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его потом магараджа.– Ты видел как тебя пугали?”– “Нет, повелитель, я смотрел на молоко”.

“Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Каким мощным оно бывает,– продолжает ведущий.– Теперь мы проверим внимание команд. ”От каждой команды выходят по одному человеку. Начинаются игры на проверку внимания.

Слушай одновременно нескольких. Двое говорят одновременно два разных слова, а представители команд должны различить, кто какие слова сказал. Затем трое говорят одновременно три разных слова, следом четверо– четыре слова и т.д. Выигрывает тот, кто различил больше слов.

Каждой руке – свое дело. Играющим дают лист бумаги и в каждую руку по карандашу. Задание: левой рукой начертить 3 треугольника, а правой 3 окружности.

Шагай – соображай. Участники этого конкурса стоят рядом с ведущим. Все делают первые шаги, и в это время ведущий называет какое-нибудь число, например 7. При следующих шагах ребята должны называть числа, кратные 7: 14, 21, 28 и т. д. На каждый шаг – по числу. Ведущий идет с ними в ногу, не давая замедлить шаг. Как только кто-то ошибся, он остается на месте до конца движения другого.

По результатам всех трех игр жюри определяет команду, победившую в конкурсе “Внимание”, и указывает, сколько баллов заработала каждая команда (от 1 до 3).

6. С большим интересом ребята ждут конкурса капитанов. И вот, наконец, они предстают в единоборстве. Вопросы капитанам (на размышление – полминуты): 1,а. В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? [Этого не произойдет. Пароход поднимается вместе с водой.]

1,б. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?[Электропоезд бездымен.]

2,а. Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате? [ 90º]

2,б. Величина угла 30°. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением? [30°; лупа увеличивает линейные размеры, но не угловые.]

3,а. В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? [7.]

3,б. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? [ 5 кг.]

За каждое задание – 1 балл.

7. Игра для капитанов: “Цепочка слов”. Ведущий называет одно слово. Первый капитан повторяет это слово и добавляет свое. Второй капитан повторяет два первых слова и добавляет свое и так далее. Один из судей следит за игрой, записывая слова по порядку. Выигрывает тот, кто назовет больше слов. Этот капитан приносит своей команде 1 балл.

8. За конкурсом капитанов следует соревнование команд в вычислениях. Командам выдают карточки, на каждой из которых крупно написана одна цифра или знак из следующего набора: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, “,” (карточек с запятыми три для первой команды и две для второй). На доске крупно, так чтобы видели и команды, и зрители, записаны вычислительные упражнения для обеих команд (цифры в ответах каждого варианта не повторяются).

Команда А

45,2 + 8 =
6,24: 6 =
110,07 – 23,37 =

 Команда Б

15,24 – 11,7 =
1,1 ∙ 1,6 =
268,5 + 11,5 =

Прежде чем приступить к заданиям, члены команд разбирают карточки и прикрепляют их к своей одежде (проще всего заранее подшить к карточке нитку за два конца, чтобы участники игры могли повесить карточку на грудь). Теперь каждый член команды – это “живая цифра” (или знак). Его задача – найти свое место в ответах. Побеждает та команда, которая быстрее продемонстрирует зрителям правильные ответы.

За каждое правильное решение –1 балл.

 9. Последнее конкурсное соревнование вечера – для болельщиков. Учащимся показывают плакаты (рис., а, б). Вопрос: Чьи болельщики быстрее поднимутся по ступенькам? Пока болельщики преодолевают ступеньки, на доске для них готовят новое задание.

Кто быстрее сосчитает?

а) 44 : 4 =
44,044 : 44 =
4, 444: 44 =
44,4444:444 =
б) 55 : 5 =
5,555 : 0,55 =
55,055 : 5,5 =
555,555 : 55 =

10. Заканчивается вечер выступлением представителя жюри, который называет победителей и поздравляет их Можно вручить детям небольшие шутливые подарки (хорошо, если это будет что-то сделанное руками их старших товарищей). Не надо забывать и побежденных – они тоже достойны доброго слова и утешительных призов.

Список литературы:

  1. Сост.Сафонова В.Ю. Задачи для внеклассной работы по математике в V–VI классах: Пособие для учителей. М.: МИРОС 1993 г.
  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты, 1959 г.